Артроз

Артроз — заболевание суставов дегенеративно-дистрофического характера.

Патогенез

В детском возрасте артрозы развиваются под воздействием травмы, на фоне сосудистых нарушений, дисплазии, перенесенных артритов. Врожденные и приобретенные дефекты хряща и суставно-связочного аппарата сустава в сочетании со статической нагрузкой, превышающей функциональные возможности, приводят к потере эластичности суставного хряща, его разрушению ферментами синовиальной оболочки. Прогрессирующая дистрофия хряща, дегенеративные изменения синовиальной оболочки приводят к еще большим нарушениям суставных поверхностей, патологически изменяющим их конгруэнтность.

Клиника

Артрозы развиваются медленно, не приводя к тяжелым нарушениям функции. Больные жалуются на боли, обычно тупого характера, ограничение подвижности, деформацию суставов, чувство скованности, быструю утомляемость. Общие признаки воспаления в виде повышения температуры тела, диспротеинемии, увеличения СОЭ и т. д. при артрозах не наблюдаются. Характерно несоответствие между анатомическими изменениями суставов, определяемыми при рентгенографии, и клинической симптоматикой.

Различают три стадии артрозов: в начальной изменения незначительны и определяются лишь в зоне наибольшей функциональной нагрузки. Во второй стадии на рентгенограммах заметны сужение суставной щели, перестройка и уплощение суставных поверхностей, нарушение их конгруэнтности, костные разрастания. В третьей стадии отмечаются еще более выраженные изменения костей, кистозная перестройка суставов, развитие вывихов и подвывихов, вторичные нарушения опорно-двигательного аппарата типа варусных или вальгусных деформаций.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Общеразвивающие физические упражнения, подобранные в соответствии с возрастом, физическим развитием и состоянием ребенка, игры малой и средней подвижности, обеспечивающие в начале лечебного курса нагрузку ниже средней, а затем (с расширением адаптивных возможностей организма) и средней интенсивности. Ведущими средствами для решения специальных задач являются простые по выполнению гимнастические упражнения для средних мышечных групп с большим количеством…


Лечение ревматизма — этапное, комплексное, обеспечивающее не только минимальные органические поражения сердца, но и максимальную функциональную адаптацию ребенка к обычным условиям жизни и учебы. Первый этап — стационарный, охватывающий активную фазу ревматического процесса. На этом этапе решаются следующие задачи: подавление и ликвидация инфекции, компенсация недостаточности кровообращения, в дальнейшем — улучшение и расширение функциональных возможностей сердечнососудистой системы,…


Лечебная физкультура в комплексной терапии ревматоидного артрита назначается с момента установления точного диагноза поражения. Клинико-физиологическим обоснованием к использованию средств лечебной физкультуры в лечении и реабилитации больного является возможность трофического действия физических упражнений на течение воспаления в суставе, ускорение процессов регенерации, предупреждение патологических изменений суставных поверхностей. Применение специальных упражнений с вовлечением в движение мышц пораженных суставов…


Болезни дыхательной системы занимают одно из ведущих мест в патологии детского возраста. Это связано как с анатомо-физиологическими особенностями, так и со своеобразием реактивности организма ребенка. Важнейшие из морфологических особенностей сводятся к «экспираторному» строению грудной клетки (как бы находящейся в состоянии вдоха) в раннем возрасте, сравнительной узости трахеи, бронхов и бронхиол, богатой васкуляризации легких, слизистой оболочки…


Лечебная физкультура назначается во все периоды лечения хронического бронхита как средство патогенетической и неспецифической стимулирующей терапии. Физические упражнения, вовлекающие в работу мышцы грудной клетки и верхних конечностей, способствуют резкому усилению их лимфо- и кровоснабжения, что, в свою очередь, обеспечивает улучшение лимфо- и кровоснабжения бронхолегочной системы в силу анатомических, функциональных и моторно-висцеральных взаимоотношений. Таким образом, эта…