Заболевания органов дыхания

Болезни дыхательной системы занимают одно из ведущих мест в патологии детского возраста. Это связано как с анатомо-физиологическими особенностями, так и со своеобразием реактивности организма ребенка.

Важнейшие из морфологических особенностей сводятся к «экспираторному» строению грудной клетки (как бы находящейся в состоянии вдоха) в раннем возрасте, сравнительной узости трахеи, бронхов и бронхиол, богатой васкуляризации легких, слизистой оболочки трахеи, бронхов, незавершенности морфологических структур органов дыхания, бедности эластических волокон, мягкости и податливости ребер, хрящей трахеобронхиального дерева.

В связи с этим у ребенка ограничены возможности вентиляции, легко образуются ателектазы, имеются благоприятные условия для развития отека, нарушений бронхиальной проходимости и генерализации инфекции. По анатомическому строению дыхательная система ребенка достигает завершенности к 8—12 годам, однако функциональное развитие продолжается до 14—16 лет.

Физиологическое своеобразие дыхания ребенка связано с большой функциональной нагрузкой при продолжающемся развитии и морфологической дифференцировке. В то же время отмечаются меньшая растяжимость легочной ткани и относительно большая работа дыхания, слабость дыхательной мускулатуры, приводящая к ее истощению при повышенных требованиях к дыхательному аппарату, меньшая активность сурфактанта-фосфолипида, выстилающего внутреннюю поверхность альвеол, что увеличивает склонность к ателектазированию.

К физиологическим особенностям дыхания ребенка относится также более низкая возбудимость дыхательного центра и более поздняя адаптация к гипоксемии, сравнительно меньшее давление в малом круге кровообращения, обусловливающее наклонность к сдавливанию сосудов при воспалительных изменениях легочной паренхимы.

При заболеваниях органов дыхания у ребенка следует учитывать, что и аппарат внешнего дыхания, и газообмен функционируют у детей в особых условиях, обеспечивающих потребности организма путем более напряженной деятельности. Физиологические приспособительные механизмы функциональной системы дыхания нестойки, а резервы — недостаточны.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Гипертонические состояния — длительное повышение артериального давления выше уровня должных величин. По М. Я. Студеникину, в детском возрасте различают сосудистую вегетативную дистонию по гипертоническому типу, вторичную симптоматическую гипертонию при заболеваниях почек, коарктации аорты и т. д. и гипертоническую болезнь. Патогенез вегетативной дистонии связан в большинстве случаев с нарушением вегетативной регуляции сосудистого тонуса в препубертатном и…


Ревматизм — хроническое инфекционно-аллергическое заболевание с системным поражением соединительной ткани, что позволяет отнести его к коллагенозам. Этиология Возбудителем ревматизма большинство исследователей считают гемолитический стрептококк группы А. Патогенез Первичная сенсибилизация организма происходит антигенами из хронических очагов стрептококковой инфекции либо во время острых заболеваний. В результате разыгрывается распространенная аллергическая реакция с вовлечением в патологический процесс разных органов….


Аллергический субсепсис Висслера—Фанкони — тяжелая суставно-висцеральная форма ревматоидного артрита. Начинается внезапно с высокой температуры, сыпи, припухания и болей в суставах. Высокая температура держится от нескольких недель до нескольких месяцев, неправильного типа, ремиттирующая или гектическая. Характерны ознобы. На коже сыпь аллергического типа, мультиформная, обильная. Суставные изменения нестойки. Отмечаются висцеральные проявления — в виде поражения сердца и…


Методика лечебной физкультуры строится в зависимости от формы и периода заболевания и задач лечения. Подбор общеразвивающих упражнений определяется назначенным двигательным режимом с учетом уровня развития двигательных навыков и индивидуальных особенностей координации, чтобы свести к минимуму возможность травмы. Поэтому ограничивается использование снарядов и пособий, обеспечивается тщательная страховка. При поражении суставов используются активные гимнастические упражнения для сустава…


В межприступном периоде лечебная физкультура применяется в форме утренней гигиенической гимнастики, специальных занятий, самостоятельно выполняемых ребенком индивидуальных назначений. Из средств лечебной физкультуры применяются разнообразные гимнастические упражнения из всех исходных положений, обеспечивающие планомерное увеличение физической нагрузки, физические упражнения прикладного типа, подвижные игры. Специальные упражнения обеспечивают закрепление достигнутого лечебного эффекта, их доля относительно уменьшается. Применяются упражнения для…