Травмы периферических нервов (ЛФК)

Физические упражнения содействуют поддержанию общего тонуса организма больного. Систематическое выполнение физических упражнений положительно влияет на трофику тканей, противодействует развитию вторичных изменений в мышцах и суставно-двигательном аппарате. Применение физических упражнений противопоказано лишь при резко выраженном болевом синдроме и тяжелом общем состоянии.

Задачи лечебной физкультуры: поддержать общий тонус организма, способствовать регенерации пораженного нервного ствола, улучшать трофику тканей, предупреждать развитие мышечных атрофии и контрактур в суставах, способствовать постепенному укреплению денервированных мышц, восстановлению нарушенных движений. Больным с нарушением проводимости периферических нервов лечебная физкультура назначается в первые дни после травмы.

В зависимости от общего состояния, локализации повреждения и двигательных возможностей больной может находиться на постельном, палатном или общем режиме. Для предотвращения образования контрактур используются укладки и пассивные движения. Они выполняются медленно, с умеренной амплитудой. Эти упражнения в сочетании с посылкой импульсов к их выполнению содействуют восстановлению нарушенной иннервации.

Активные упражнения подбираются с учетом того, какой нервный ствол поврежден и какие двигательные функции нарушены. Используются те движения, которые осуществляются мышцами, иннервируемыми поврежденным нервом. Вначале активные движения выполняются из облегченных исходных положений, при которых исключается масса соответствующего сегмента конечностей. Затем облегченные исходные положения сменяются обычными. Упражнения выполняются «дробными» дозами. По мере восстановления силы паретичных мышц включаются упражнения с сопротивлением, с отягощением.

В промежутках между занятиями пораженная конечность фиксируется в функционально-правильном положении (фиксация отвисающей кисти лонгетой, стопы — эластичной тягой и т. п.). В случае необходимости хирургического лечения в период подготовки к операции при занятиях лечебной физкультурой используются общеразвивающие упражнения, а также пассивные (для сохранения подвижности суставов) и в посылке импульсов к сокращению мышц (идеомоторные). После операции, на фоне стимулирующего Воздействия, формируются необходимые компенсации, обеспечиваются восстановление проводимости нерва, регенерация нервного ствола.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Атаксия Фридрейха (семейная атаксия) является наиболее частой формой заболевания из группы атаксических дегенерации у детей. Этиология и патогенез Характерной является первичная дегенерация задних и боковых столбов спинного мозга. Перерождение в задних столбах может распространяться до их ядер в продолговатом мозге, в боковых столбах перерождаются пирамидные и мозжечковые пути. В основе патогенеза этого заболевания, как и многих…


Ювенильная форма Эрба-Рота, или тазово-плечевая, среди детей встречаются реже, чем миопатия Дюшенна, чаще после 10 лет. Развитие дистрофий проксимальных отделов конечностей происходит с выраженными атрофиями, гипотонией мускулатуры и развитием деформаций. Характерными являются: крыловидные лопатки, гиперлордоз, осиная талия, релаксация мышц локтевых и коленных суставов, псевдогипертрофии выражены нерезко. Течение заболевания медленное, прогрессирующее, с ремиссиями различной продолжительности. Форма…


В клинической картине детского церебрального паралича на первом плане находятся двигательные расстройства, сопровождаемые нарушениями функций других анализаторных систем (зрение, проприорецепция, вестибулярный аппарат и пр.), а также психики и речи. В течение всех форм детского церебрального паралича различают 4 периода, на протяжении которых должно продолжаться комплексное лечебное воздействие для восстановления двигательной сферы больного и его социальной…


Третий период необходим не только для не закончивших ранее систематическое лечение, но и для тех, кто в сравнительно редких случаях не проходил его или проходил с большими перерывами. У таких детей чаще всего рука ротирована внутрь, слегка согнута и отведена в плечевом суставе или же отвисает, а лопатка приподнята и смещена вперед, внутренний край ее…


Среди всех травм у детей составляет от 25 до 45 %. Чаще встречается закрытая травма. Большая часть повреждений приходится на младший школьный возраст. Патогенез Черепно-мозговая травма развивается в результате механического повреждения головы и гидродинамического «удара» ликворной волны. Патогенез связан с механическим воздействием на череп и мозг, развитием ликвородинамических расстройств, нарушением функций высших вазомоторных центров мозгового…