Травмы позвоночника с повреждением спинного мозга (ЛФК)

Лечебная физкультура назначается больному после выведения его из шокового состояния.

Задачи лечебной физкультуры — противодействовать возникновению вторичных осложнений со стороны внутренних органов и двигательного аппарата, способствовать восстановлению или компенсации нарушенных функций, адаптации больного ребенка к последовательному расширению двигательного режима, повышению уровня неспецифической сопротивляемости организма.

В первые дни применяются общетонизирующие, дыхательные, а также пассивные упражнения для конечностей. По мере улучшения состояния и восстановления движений круг используемых средств постепенно расширяется, включаются специальные активные упражнения из облегчающих, а затем и из обычных исходных положений. Общеразвивающие упражнения и уровень физической нагрузки подбираются в соответствии с режимом.

Если больной готовится к операции, занятия с малой нагрузкой могут начинаться в дооперационном периоде. После операции занятия возобновляются обычно на 2-й день. Используются дыхательные упражнения и простейшие пассивные и активные движения. В дальнейшем, так же как и при консервативном лечении, для содействия восстановлению отсутствующих движений пассивные движения сочетаются с посылкой импульсов (идеомоторные упражнения) к активному сокращению мышц.

При появлении первых активных движений они выполняются из облегченных исходных положений. Постепенно движения усложняются. Используются сопротивление и легкое отягощение. Применяются упражнения для развития и укрепления мышц туловища (так называемого мышечного корсета). Возрастает уровень физической нагрузки. Вначале занятия проводятся в положении лежа на боку, лежа на спине. Затем используются исходные положения лежа на животе, стоя на четвереньках, стоя на коленях.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

В основном определяется этиологией процесса. При врожденной форме, как и при всех врожденных заболеваниях, в восстановленном периоде применяется комплексное лечение. Проводится медикаментозная терапия, способствующая дегидратации. При закрытых формах может быть применено оперативное лечение, при открытых — рентгенотерапия. Лечебная физкультура направлена на регуляцию тонуса мышц, развитие нормальной рефлекторной двигательной деятельности, улучшение кровообращения и обмена веществ, повышение…


Невриты у детей чаще всего возникают в результате травмы или инфекционных заболеваний. Они могут также развиваться при инфекционно-токсических процессах. Патогенез Под влиянием указанных факторов развиваются отек нервных стволов, распад миелиновой оболочки. Нервные волокна подвергаются перерождению и деструкции. Нарушается проводимость нервов. Клиника При воспалении нервных стволов отмечаются расстройства чувствительности. Нарушаются движения (парезы, параличи). Понижены или отсутствуют…


Цель лечебной физкультуры — ликвидация остаточных явлений, нормализация двигательной деятельности больного и овладение им в возможных пределах прикладными навыками (плавание, лыжи, бег, прыжки, метание, упражнения на снарядах). Частными задачами являются: улучшение подвижности в суставах, стабилизация опороспособности, повышение работоспособности организма, обучение правильному дыханию, восстановление двигательной активности, воспитание схемы тела (позы) и осанки, обучение жизненно-необходимым и прикладным…


Полиомиелит — инфекционное заболевание, характеризующееся преимущественно поражением спинного мозга и проявляющееся вялыми параличами. Этиология Заболевание вызывается энтеровирусами. Вирус может попасть в организм оральным путем или респираторно. Патогенез Вирус проходит в организме несколько стадий (размножения, гематогенной диссеминации и внедрения в нервные клетки). Страдают преимущественно крупные двигательные клетки передних рогов спинного мозга, реже боковых рогов и еще…


Энцефалит — воспаление головного мозга в результате нейроинфекции, а также аллергических, инфекционно-аллергических, токсических поражений мозга. Этиология многих форм, изученных клинически и патоморфологически, неизвестна. М. Б. Цукер (1978) классифицирует энцефалит по группам: энцефалиты первичные вирусные с известным вирусом, сезонные, энцефалиты первичные вирусные без четкой сезонности с неизвестным вирусом. В каждую группу включается значительное число разнообразных форм….