Травма черепно-мозговая (лечение)

Большинство закрытых черепно-мозговых травм у детей лечат консервативно. Лечебные мероприятия направлены на нормализацию сердечной деятельности и дыхания, борьбу с шоком. При повышении внутричерепного давления применяется дегидратационная терапия. Большое значение имеет правильный уход за ребенком.

При открытых переломах черепа производят первичную хирургическую обработку раны. В случае необходимости выполняется пластика твердой мозговой оболочки. При закрытых травмах свода черепа вдавленный перелом является показанием к операции. Если имеется внутричерепная гематома, оперативное вмешательство должно быть неотложным. При сотрясении головного мозга в остром периоде больным назначается строгий постельный режим. Продолжительность его зависит от тяжести травмы.

Лечебная физкультура

Ее применение может начаться еще в условиях реанимационного отделения.

Задачи лечебной физкультуры — активизация жизненно важных функций организма, в первую очередь дыхательной и сердечнососудистой деятельности, нормализация двигательных и вегетативных функций, повышение устойчивости вестибулярного аппарата, защитных сил организма ребенка.

Занятия лечебной физкультурой проводятся в условиях строгого постельного режима. Пассивные и активные движения выполняются вначале только в дистальных отделах конечностей, в медленном темпе, с небольшим числом повторений. Движения головы исключаются. По мере адаптации больного к этим упражнениям включаются движения в более крупных, суставах конечностей, в сочетании с дыханием и медленными движениями головы.

Если головные боли и головокружения выражены нерезко, количество применяемых упражнений постепенно увеличивается, в занятия включаются выполняемые с помощью методиста повороты на бок. При удовлетворительной адаптации больного к движениям и улучшении общего состояния начинается подготовка к расширению режима.

Осуществляется медленный перевод больного в положение сидя на койке со спущенными ногами. В этом исходном положении выполняются простейшие упражнения для рук, затем повороты головы и туловища. Через 2 — 3 дня после этого ребенка можно поднять на ноги, включить простейшие упражнения в положении стоя, затем ходьбу в палате.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Для большей заинтересованности больного можно вести дневник с оценками, поставленными с участием самого больного. Упражнение 5 может быть проведено как игровое задание, например, в течение минуты поймать и бросить мяч определенное число раз. Выполнение задания или его превышение оценивается как выигрыш больного. Каждое упражнение повторяется 3—4 раза, а для крупных мышц 1—2 раза. Общая физическая…


Лечение в основном медикаментозное, с соблюдением ограниченного двигательного режима с учетом формы и тяжести клинических симптомов, а также сопутствующих заболеваний. При отсутствии грубых бульбарных и дыхательных расстройств удается, как правило, добиться успеха от применения антихолинэстеразных препаратов. В ряде случаев применяется оперативное лечение — тимэктомия, после чего у детей бывают длительные положительные сдвиги. Лечебная физическая культура…


После удаления опухоли средства лечебной физкультуры содействуют замещению и восстановлению нарушенных функций, образованию новых условнорефлекторных связей. Степень обратного развития симптомов зависит от того, насколько велико разрушение вещества мозга, произведенное опухолью и при оперативном вмешательстве. Занятия лечебной физкультурой начинаются в первые дни после операции, в условиях реанимационного отделения. Для поддержания жизненно важных функций организма и предотвращения…


Для поддержания интереса и в качестве средства воспитания коллективных действий включаются игры, которые по своему содержанию должны соответствовать возможностям больных. Такова игра «горячий мяч» для группы больных, с трудом передвигающихся, она рассчитана на выработку скорости реакции, точности движений и эмоциональный подъем: дети ложатся по кругу так, чтобы в центре образовалась свободная площадка 1—1,5 м в…


Различают сотрясение, ушиб, частичный или полный перерыв нерва. Патогенез При сотрясении и ушибе нерва временно нарушается его проводимость. Кроме того, механическое повреждение нерва приводит к частичному, а иногда полному нарушению функции. Анатомический же перерыв нерва вызывает длительное ее выпадение. Клиника Тонус мышц, иннервируемых пораженным нервом, понижен. Сухожильные рефлексы отсутствуют. Нарастают мышечные атрофии. Исчезает электровозбудимость мышц….