Главная / Семья / Справочник по детской лечебной физкультуре / Основы детской лечебной физкультуры / Средства лечебной физической культуры, используемые в детском возрасте

Средства лечебной физической культуры, используемые в детском возрасте

В практической деятельности педиатр, специалист по детской лечебной физкультуре, методист и инструктор имеют дело с наиболее сложной человеческой личностью — развивающимся в конкретных условиях социальной и биологической среды организмом.

Сами средства физической культуры, применяемые по отношению к больному ребенку, представляют собой факторы не только терапевтического, но и воспитательного воздействия, что нередко бывает значительно шире и многообразнее тех или иных конкретных лечебных задач.

Практическое применение средств лечебной физкультуры в педиатрии требует знаний:

  • особенностей их использования в различных возрастных группах;
  • характера имеющегося у больного ребенка патологического процесса, его стадии, особенностей;
  • индивидуальных и возрастных особенностей течения болезни или травмы;
  • психологических особенностей ребенка.

Наиболее важным разделом теории детской лечебной физкультуры является изучение клинико-физиологических обоснований влияния физических упражнений на организм больного ребенка, или механизма их лечебного действия. На основе этих теоретических представлений врач может решить вопрос о показаниях к назначению средств лечебной физкультуры у данного больного, сформулировать цель и задачи такого назначения.

К этим средствам относятся специально подобранные и организованные движения человека, прежде всего физические упражнения и подвижные игры. Вместе с тем к ним относятся и такие физические факторы, как средства закаливания и массаж, которые при определенной системе применения изменяют либо адаптивные реакции организма, либо характер нейрогуморальных процессов, возникающих при мышечной работе.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Упражнения в расслаблении — гимнастические активно выполняемые упражнения с максимально возможным снижением тонического напряжения мускулатуры. Расслабление сложно для ребенка, так как требует и определенного двигательного опыта, и умения произвольно управлять тонусом мышц. Обязательным физиологическим условием для произвольного расслабления является удобное исходное положение. Ощущение расслабления может быть получено у ребенка по контрасту с предшествующим напряжением, а…


Игры средней подвижности применяются как самостоятельно во время бодрствования, так и в составе занятий лечебной физкультуры, обычно в конце основной его части. Двигательная деятельность в этих играх проявляется движениями туловища, конечностей, бросками, лазанием, ходьбой; прыжки ограничиваются, бег не используется. К таким играм относится «защита крепости», «хитрая лиса», «наседка и цыплята» и т. д. Общая физическая…


Существуют и другие методики рефлекторно-сегментарного массажа. Большое распространение получила методика Н. Leube, Е. Dicke (1948). Техника массажа, предложенная этими авторами, в основном ограничена приемом растирания в виде штриха. Авторами установлен ряд правил: начинать массаж с места выхода нервных стволов на спине, задняя и передняя поверхности туловища массируются по направлению к позвоночнику и т. д. Этих…


Сопоставление задач лечения, вытекающих из врачебных представлений о сущности патологического процесса, с характером влияния лечебных средств на больной организм позволяет прийти к выводу о целесообразности применения в конкретном случае именно данного средства. Показанием к выбору средств лечебной физкультуры будет совпадение механизма лечебного действия этих средств с ожидаемым влиянием на пораженный орган или систему. Детализация такого…


Исходные положения для гимнастических упражнений и массажа в 1-м полугодии только горизонтальные — лежа на спине, животе, боку. Во 2-м полугодии 1-го года жизни психомоторное развитие ребенка характеризуется освоением поз сидения и стояния, на 7-м месяце жизни дети хорошо ползают на четвереньках, в период от 7 до 9 мес самостоятельно садятся из положения лежа и…