Врач по лечебной физкультуре

Специалисты такого профиля подготавливаются из врачей-педиатров, имеющих достаточный клинический опыт, в ординатуре при кафедрах спортивной медицины и лечебной физкультуры, на курсах первичной специализации в институтах для усовершенствования врачей и, как исключение, на рабочих местах в отделениях лечебной физкультуры областных многопрофильных детских больниц и врачебно-физкультурных диспансеров.

Согласно действующим штатным нормативам врач по лечебной физкультуре может работать в детской больнице, детской поликлинике, детском санатории, врачебно-физкультурном диспансере. Он ведет больных лечебно-профилактического учреждения, санатория или поликлиники по разделу «лечебная физкультура», с этой целью организует врачебный прием и осмотр назначенных на лечебную физкультуру детей и обеспечивает своевременное и высококачественное ее проведение инструкторами и другими сотрудниками отделения.

Кроме того, врач по лечебной физкультуре периодически консультирует лечащих врачей по вопросу об особенностях использования средств лечебной физкультуры у конкретных больных в данном отделении. Вместе с ними он уточняет показания к назначению лечебной физкультуры в той или иной фазе заболевания, осуществляет постоянный контроль за влиянием на организм больного назначенных средств и при необходимости обеспечивает коррекцию методики. Важнейший раздел работы составляют врачебно-педагогические наблюдения, проводимые во время занятий с больными.

Основная их цель — оценка соответствия применяемых средств, их дозировки и методики применения задачам лечения и индивидуальным особенностям больных. Все свои наблюдения за состоянием больного ребенка, назначения и результаты врачебно-педагогических наблюдений вносятся в историю болезни и в специальную карту больного, лечащегося в кабинете лечебной физкультуры.

Врач по лечебной физкультуре непосредственно руководит работой инструкторов и массажистов, доводит до их сведения назначения, проводит совместный разбор больных, обращая внимание на их индивидуальные особенности. Вместе с заведующим отделением, а при отсутствии последнего самостоятельно проводит работу по повышению квалификации врачей, медицинского персонала по лечебной физкультуре.

Определенное время отводится для санитарного просвещения по лечебной физкультуре среди больных детей и их родителей. Врач обобщает результаты своей работы и участвует в научно-практических исследованиях, проводимых в его учреждении.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Спортивные виды физических упражнений объединяют большую группу упражнений, связанных с различными спортивными занятиями, но с воспитательной и лечебной целью преимущественно использующих технику спортивных движений. При этом сохраняются эмоциональная их окраска, воздействие на психику ребенка красоты спортивных упражнений. При их выборе учитывается возможность дозировки физической нагрузки, исключающая свойственные спорту максимальные и предельные напряжения. Этот вид спортивных…


Лечебный массаж применяется в клинической практике в различных лечебно-профилактических учреждениях (поликлиника, стационар, санаторно-курортное лечение) при разных заболеваниях, являясь составной частью комплексного лечения. Каждая разновидность лечебного массажа отличается от других использованием определенных приемов и методики их применения в связи с поставленной лечебной задачей, что определяет его оптимальную эффективность при тех или иных заболеваниях. Общий лечебный массаж…


Стимулирующее действие средств лечебной физкультуры выражается усилением деятельности физиологических систем организма больного. Оно связано с тем, что распад энергосодержащих биохимических структур и выделение энергии, используемой для мышечной работы, приводят к ряду реакций вегетативных систем, направленных на выравнивание нарушенного гомеостаза и восстановление энергетического потенциала. Так, благодаря раскрытию добавочных капилляров немедленно (а в силу рефлекторных реакций даже…


С точки зрения физиологических особенностей мышечной работы и воспитательных задач, занятие подразделяется на три части. В первой, вводной части, осуществляются подготовка к повышенному уровню нагрузки, необходимая сонастроенность функциональных систем организма, обеспечивающая наилучшее действие средств лечебной физкультуры. С помощью определенных методических приемов (построение, перестроение, упражнения на внимание и координацию) обеспечиваются организация детей, сосредоточение их внимания, необходимый…


Они обусловлены анатомо-физиологическими особенностями детей школьного возраста и рядом особенностей психической деятельности. В школьном возрасте происходит довольно бурный рост тела и увеличение его массы, изменяются пропорции. Интенсивное развитие скелета связано с мышечной деятельностью, формированием мышц, сухожилий и суставного аппарата. В школьном возрасте относительная масса мышц увеличивается, совершенствуются их функциональные свойства, возрастает сила. Особое значение имеют…