Материальная база

Проведение лечебной физической культуры с больными детьми требует определенной материальной базы, обеспечивающей условия применения ее средств и оптимальный эффект.

Кабинет лечебной физкультуры — специально оборудованное помещение для малогрупповых и индивидуальных занятий с больными детьми. Он открывается в каждом отделении, где в комплексной терапии больных применяется лечебная физкультура. В соответствии с гигиеническими требованиями такой кабинет должен иметь хорошее естественное освещение, окна, защищенные решеткой или жалюзи, легко обрабатываемый нескользкий пол палубного типа с ковровым покрытием. Общая площадь кабинета устанавливается из расчета 4м2 на одного занимающегося ребенка, т. е. должна составлять не менее 20-24 м2.

Отделение лечебной физкультуры развертывается в санаториях, реабилитационных центрах и крупных детских больницах и поликлиниках. В состав отделения входит гимнастический зал для групповых занятий площадью от 40 до 60 м2, кабинеты лечебной физкультуры для малогрупповых и индивидуальных занятий, один из которых оборудуется для детей дошкольного возраста.

Кроме того, в отделении лечебной физкультуры предусматриваются комнаты для проведения массажа, подсобные помещения, душевые, кабинеты врачей, инструкторов, заведующего отделением и лаборатории функциональной диагностики в соответствии с профилем лечебного учреждения. В последние годы в связи с развитием реабилитационного направления в педиатрии на базе отделений лечебной физкультуры, объединяемых с физиотерапевтическими и отделением функциональной диагностики, развертываются отделения или блоки реабилитации.

В этом случае для увеличения пропускной способности отделения расположение залов, кабинетов и других функциональных подразделений должно учитывать поток больных. Физкультурные площадки, дорожки, мини-стадионы устраиваются на открытом воздухе с учетом возрастного состава больных и задач лечебного учреждения. На них устанавливается стационарное оборудование: лесенки, бревна, стенки и другие предметы, используемые во время занятий и игр.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Спортивные виды физических упражнений объединяют большую группу упражнений, связанных с различными спортивными занятиями, но с воспитательной и лечебной целью преимущественно использующих технику спортивных движений. При этом сохраняются эмоциональная их окраска, воздействие на психику ребенка красоты спортивных упражнений. При их выборе учитывается возможность дозировки физической нагрузки, исключающая свойственные спорту максимальные и предельные напряжения. Этот вид спортивных…


Лечебный массаж применяется в клинической практике в различных лечебно-профилактических учреждениях (поликлиника, стационар, санаторно-курортное лечение) при разных заболеваниях, являясь составной частью комплексного лечения. Каждая разновидность лечебного массажа отличается от других использованием определенных приемов и методики их применения в связи с поставленной лечебной задачей, что определяет его оптимальную эффективность при тех или иных заболеваниях. Общий лечебный массаж…


Стимулирующее действие средств лечебной физкультуры выражается усилением деятельности физиологических систем организма больного. Оно связано с тем, что распад энергосодержащих биохимических структур и выделение энергии, используемой для мышечной работы, приводят к ряду реакций вегетативных систем, направленных на выравнивание нарушенного гомеостаза и восстановление энергетического потенциала. Так, благодаря раскрытию добавочных капилляров немедленно (а в силу рефлекторных реакций даже…


С точки зрения физиологических особенностей мышечной работы и воспитательных задач, занятие подразделяется на три части. В первой, вводной части, осуществляются подготовка к повышенному уровню нагрузки, необходимая сонастроенность функциональных систем организма, обеспечивающая наилучшее действие средств лечебной физкультуры. С помощью определенных методических приемов (построение, перестроение, упражнения на внимание и координацию) обеспечиваются организация детей, сосредоточение их внимания, необходимый…


Они обусловлены анатомо-физиологическими особенностями детей школьного возраста и рядом особенностей психической деятельности. В школьном возрасте происходит довольно бурный рост тела и увеличение его массы, изменяются пропорции. Интенсивное развитие скелета связано с мышечной деятельностью, формированием мышц, сухожилий и суставного аппарата. В школьном возрасте относительная масса мышц увеличивается, совершенствуются их функциональные свойства, возрастает сила. Особое значение имеют…