Главная / Родителям о детях / Акселерация и проблемы физического и психического здоровья детей

Акселерация и проблемы физического и психического здоровья детей

Слово акселерация (от латинского acceleratio — ускорение) применяется в биологии для обозначения ускоренного развития различных видов растительного и животного мира. По отношению к детям этот термин используется в медицине сравнительно недавно, с середины 30х годов нашего столетия.

По мнению некоторых ученых, периодические ускорения роста и физического развития были присущи и предшествующим периодам существования человека. Однако никогда прежде сдвиги в физическом развитии детей по степени их выраженности и глобальности распространения не были столь значительными и наглядными, как в последнее десятилетие.

Ускорение роста и развития детей происходит повсеместно, однако очень неравномерно. Раньше всего оно проявило себя в экономически развитых странах, где улучшились условия питания и медицинского обслуживания населения.

Связь между питанием, успехами здравоохранения, развитием культуры, в том числе и физической, социальным обеспечением и промышленным развитием, с одной стороны, и ускоренным развитием детей, с другой, носит настолько явный характер, что многие гигиенисты и социологи рассматривают акселерацию как один из показателей социального прогресса.

При всем том перечисленные выше факторы определяют скорее внешние условия, стимулы акселерационных сдвигов. Главную роль в их проявлении играют изменения в механизме наследственности, и прежде всего «смешивание» наследственных свойств родителей, принадлежащих ранее к более изолированным группам населения, чему способствуют массовые перемещения населения в связи с развитием транспорта, миграцией в города, новые районы, на новостройки.

Генетически измененная чувствительность к стимуляторам роста и развития проявляет себя на любом возрастном этапе, в частности уже во внутриутробном периоде, что приводит к увеличению числа новорожденных с большими ростом и массой. Последующее развитие таких детей может оказаться ускоренным.

Таким образом, изучение особенностей роста уже в грудном и особенно в дошкольном возрасте ребенка может служить основанием для общего прогноза темпов и степени гармоничности его последующего развития.

В настоящее время дети становятся другими, их детство непохоже на наше, и чтобы констатировать это, не надо быть большим специалистом по детской гигиене или антропологии.

Акселерацию видят все: и родители, и бабушки, и педагоги — все, кто так или иначе сталкивается с детьми. Однако без хотя бы элементарных представлений о закономерностях акселерации родители не смогут правильно оценить норму и отклонения от нее в физическом и умственном развитии ребенка, понять те психологические особенности личности подростка, которые вызваны ускорением полового созревания. И напротив, знание этих закономерностей позволит избежать многих конфликтов между родителями и их быстро взрослеющими детьми.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Изучение динамики физического развития детей дошкольного и школьного возраста в Ленинграде и Москве за последние десятилетия дает поразительные примеры акселерации. Так, средний рост мальчиков: трех лет в 1925 — 1926 гг. равнялся 89,5 см, а в 1971 — 1973 гг. — 96,2 см, семи лет — соответственно 115 и 123,5 см, 12 лет — 137,5…

Анализ изменений скорости развития говорит о том, что в течение последних 15 — 20 лет резко увеличивается число детей с самыми высокими показателями длины тела, близкими к максимальным — от 180 до 190 см. Именно эта группа детей и составляет «внешнее проявление» или портрет акселерационной тенденции. Имея в виду средние величины массы, также можно говорить…

Ускорение роста у современных детей сменяется его торможением в более ранние сроки, чем у детей в предыдущие десятилетия. Это связано с более ранним и началом, и завершением полового созревания. Ускорение полового созревания особенно четко прослеживается у девочек. Соответственно и окончание роста девочек может наступить уже в 14 — 15 лет. Несмотря на более раннюю остановку…

В самой тесной связи с показателями физического развития и полового созревания подростков находятся и такие важные характеристики, как мышечная сила, физическая выносливость и работоспособность. В целом они претерпевают в связи с акселерацией положительные изменения. Об этом свидетельствует рост спортивных достижений у детей и подростков. Вместе с тем сопоставление особенностей и степени гармонического и физического развития…

Ускорение роста и полового созревания может стать источником возникновения различных состояний, пограничных с заболеваниями. Врачи их обычно называют функциональными расстройствами сердечнососудистой, нервной или эндокринной систем. Иногда расстройства такого характера выявляются и со стороны органов пищеварения. Наиболее часто у детей с повышенным физическим развитием возникают функциональные расстройства сердечнососудистой системы, например вегетативно-сосудистая дистония. Сущность этого расстройства заключается…

Невротические состояния служат причиной раздражительности, неоправданных смен настроения, неспособности к концентрации внимания, немотивированных конфликтов со сверстниками и родителями, негативизма поведения. Психологи утверждают, что акселерация изменила границы возраста. Ныне подростковый период включает возраст от 11 до 15 лет. Но поскольку подросток «помолодел», раньше наступает и время серьезных психологических сдвигов. Однако заметить их не так легко, как…

Нельзя забывать, что процесс превращения ребенка во взрослого чрезвычайно сложен. Он связан со значительной физической и психической перестройкой. И это естественно: меняются условия жизни, характер труда в школе и дома, сложившиеся отношения с людьми, растет круг общения. При этом глубокая психологическая перестройка идет на фоне серьезных физиологических и психических изменений, связанных с процессом полового созревания….

Каждый возраст имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при воспитании ребенка, и прежде всего подростка. Необходимо учитывать психологическое состояние ребенка, искать новые пути организации жизни и деятельности молодого человека. В противном случае мы встретим протест и сопротивление. Подросток, чувствуя, как быстро увеличиваются его рост, масса, физическая сила и выносливость, замечая появление у себя вторичных половых…

Необходимо учитывать возрастание уровня интеллектуального развития современного подростка, информированность которого позволяет ему замечать противоречия окружающей действительности, в том числе и расхождение между словами и поступками взрослых. Однако разрешить, объяснить их подросток часто еще не способен. Стремясь к самостоятельности, не удовлетворяясь пассивной ролью опекаемого, подросток в то же время для ответственных ролей взрослого далеко еще не…

Одной из особенностей психического развития подростка является ускорение формирования нравственных черт личности, усиление волевых черт характера. Подростковый возраст — это возраст, когда начинают складываться мировоззрение, нравственные убеждения, идеалы. Собственные взгляды и убеждения, принципы поведения приобретают для подростка решающее значение. Задача семьи, как и школы, состоит в том, чтобы нравственный опыт, интересы и склонности формирующейся личности…