Ускорение роста и полового созревания

Ускорение роста и полового созревания может стать источником возникновения различных состояний, пограничных с заболеваниями. Врачи их обычно называют функциональными расстройствами сердечнососудистой, нервной или эндокринной систем.

Иногда расстройства такого характера выявляются и со стороны органов пищеварения. Наиболее часто у детей с повышенным физическим развитием возникают функциональные расстройства сердечнососудистой системы, например вегетативно-сосудистая дистония.

Сущность этого расстройства заключается в том, что при быстром половом созревании и росте подросток испытывает влияние бурного гормонального «всплеска», в котором значительная часть компонентов обладает сосудосуживающим действием или повышает чувствительность сосудистой стенки к сосудосуживающим факторам, которые могут быть внешними.

В частности, спазм сосудов может возникать при умственном утомлении, переживании, ограничении подвижности, а также при хроническом тонзиллите или воспалительных изменениях в придаточных пазухах носа.

В итоге возникает тенденция к повышению артериального давления, которое может выражаться сравнительно невысокими величинами (максимальное давление до 130 — 140 мм рт. ст.), однако организму подростка оно способно принести много неприятных ощущений и часто является поводом для обращения к врачу.

Жалобы ребенка в таких случаях достаточно типичны — повышенная потливость, головокружение, головные боли, сердцебиение, боли в сердце, чувство «нехватки воздуха», нарушение сна, плохая память, раздражительность.

У подавляющего большинства детей такие состояния бесследно проходят после достаточного отдыха, занятий спортом и своевременного лечения очагов носоглоточной инфекции. Невнимание к жалобам ребенка и отсутствие медицинской помощи могут способствовать переходу дистонии в гипертоническую болезнь. Эта угроза особенно велика у детей, родители которых сами страдают гипертонической болезнью.

У детей с ускоренным развитием максимальную нагрузку как со стороны окружающей среды (реагирование на напряженный ритм жизни, информационный поток, частые в жизни подростка конфликтные ситуации), так и со стороны внутренних, не всегда хорошо сбалансированных систем и органов испытывает центральная нервная система.

Большинство исследователей свидетельствуют о явном параллелизме между быстрым физическим созреванием и умственным развитием. Это выражается прежде всего в улучшении школьной успеваемости у детей с ускоренным развитием, в большем восприятии их самой разнообразной информации, в активности поведения, развитой любознательности.

Вместе с тем повышенная возбудимость нервной системы у детей с ускоренным развитием может способствовать возникновению таких состояний, как неврозы. Часто они развиваются на фоне и в сочетании с расстройствами вегетативной нервной системы и гормональных перестроек.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Каждый возраст имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при воспитании ребенка, и прежде всего подростка. Необходимо учитывать психологическое состояние ребенка, искать новые пути организации жизни и деятельности молодого человека. В противном случае мы встретим протест и сопротивление. Подросток, чувствуя, как быстро увеличиваются его рост, масса, физическая сила и выносливость, замечая появление у себя вторичных половых…


Необходимо учитывать возрастание уровня интеллектуального развития современного подростка, информированность которого позволяет ему замечать противоречия окружающей действительности, в том числе и расхождение между словами и поступками взрослых. Однако разрешить, объяснить их подросток часто еще не способен. Стремясь к самостоятельности, не удовлетворяясь пассивной ролью опекаемого, подросток в то же время для ответственных ролей взрослого далеко еще не…


Одной из особенностей психического развития подростка является ускорение формирования нравственных черт личности, усиление волевых черт характера. Подростковый возраст — это возраст, когда начинают складываться мировоззрение, нравственные убеждения, идеалы. Собственные взгляды и убеждения, принципы поведения приобретают для подростка решающее значение. Задача семьи, как и школы, состоит в том, чтобы нравственный опыт, интересы и склонности формирующейся личности…


Изучение динамики физического развития детей дошкольного и школьного возраста в Ленинграде и Москве за последние десятилетия дает поразительные примеры акселерации. Так, средний рост мальчиков: трех лет в 1925 — 1926 гг. равнялся 89,5 см, а в 1971 — 1973 гг. — 96,2 см, семи лет — соответственно 115 и 123,5 см, 12 лет — 137,5…


Анализ изменений скорости развития говорит о том, что в течение последних 15 — 20 лет резко увеличивается число детей с самыми высокими показателями длины тела, близкими к максимальным — от 180 до 190 см. Именно эта группа детей и составляет «внешнее проявление» или портрет акселерационной тенденции. Имея в виду средние величины массы, также можно говорить…