Мышление и восприятие

Мы ощущаем запахи, вкус, цвет и другие качества предметов окружающего мираНаблюдая предмет, картину или читая текст книги, человек должен уметь выделить в воспринимаемом содержании его основные и существенные черты, признаки, стороны, отделить главное от второстепенного, общее от частного, найти связи, зависимости, существующие между частями целого и между разными предметами.

Только так можно понять содержание прочитанного рассказа, передать смысл увиденной картины, связать новое знание с ранее приобретенным опытом.

В отличие от восприятия, мышление позволяет узнать не только то, что лежит на поверхности явления, но и проникнуть «вглубь его», раскрыть то, что недоступно глазу, объединить в одну группу, категорию то, что кажется разрозненным, или расчленить то, что кажется слитным и спаянным.

Так, например, 6летний ребенок знакомится с транспортом, разнообразным по величине, форме, цвету, конструкции, назначению. Для того чтобы увидеть в трамвае, грузовой машине, самолете нечто общее, надо уметь «узнавать в лицо» каждый из этих предметов. На этой, первой, ступени познания находятся 2 — 3-летние дети. Для старших дошкольников важно рассмотреть каждый предмет, т. е. произвести его анализ.

Если этим процессом руководит взрослый, он направит анализ на выделение действительно существенных для всех предметов признаков: в данном случае — это не цвет и не величина, а назначение предмета (транспортировка грузов или людей) и способ движения.

Так происходит анализ предметов и выделение общих и существенных признаков в каждом из них. Только на этой основе внешне разные предметы могут быть объединены в группу. Она должна иметь и свое название. В данном случае это слово «транспорт». Зная это слово, дети получают опору для «категориального» восприятия новых предметов и образования тех или иных понятий.

Аналогичный процесс имеет место и тогда, когда надо выделить не только признаки, но и связи, лежащие внутри явления. Это тоже процесс мышления.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Содружество семьи и школы — один из основных принципов коммунистического воспитания. Оно возможно только там, где нет эксплуатации человека человеком, где интересы каждого неотделимы от интересов общества, государства. В нашей стране принцип единства семейного и общественного воспитания получил силу закона. Воспитание Гражданина — дело государственное. За него в ответе и общество, и каждая советская семья….


Иное дело — воспитание в семье. Оно зависит как от объективных, так и субъективных условий, не только от образа жизни и нравственных установок каждой конкретной семьи, но и от личных склонностей и вкусов родителей, их представлений о методах педагогического воздействия на ребенка, знания ими основ педагогики и возрастной психологии. Если работа учителя корректируется деятельностью всего…


Школа воспитывает детей как будущих граждан, будущих отцов и матерей. Она прививает им чувства любви и уважения к родителям и взрослые должны быть достойны этого уважения. Все, что происходит в семье, все, чем она живет, что определяет ее нравственный климат, оказывает громадное влияние на ребенка. «Ваше собственное по ведение, — говорил, обращаясь к родителям А….


Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть…


Коллектив учителей школы, работая с семьями учащихся, осуществляет широкий круг мероприятий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление связей с ними. На общешкольных и классных родительских собраниях, семинарах и конференциях родители не только узнают о том, как успевают их дети, чему учат их в школе, какими путями идет неразделимый процесс обучения и воспитания, но…