Мышление

Мышление — активный процесс, всегда имеющий проблемный поисковый характер, направленный на решение понятной и привлекательной для ребенка задачи, он проходит ряд последовательных этапов, требует большой активности и представляет собой обычно достаточно серьезный умственный труд.

Успешность мыслительной, а значит, и всей умственной деятельности зависит от многих условий, прежде всего от умения ребенка сосредоточиваться на работе. Обычно он невнимателен к заданиям, не вызывающим у него интереса.

Это бывает тогда, когда задание не требует от него умственного усилия, когда его выполнение ограничивается лишь повторением уже известного или когда взрослый все объясняет сам, а не мобилизует мыслительную активность ребенка.

Посильно трудная задача, максимально доступная ребенку мера самостоятельности, доброжелательное отношение родителей побуждают его к волевому усилию и вызывают длительную и устойчивую сосредоточенность внимания.


Процесс мышления у ребенка начинается с удивления

Процесс мышления у ребенка начинается с удивления Процесс мышления у ребенка начинается с удивления

Успех мышления зависит прежде всего от умения ребенка сосредотачиваться.


Мыслительный процесс требует владения знаниями в той области, к которой относится данная задача. Если малышу предложено определить, к какой группе предметов принадлежит детская коляска, он, очевидно, должен вспомнить все, что ему известно о средствах передвижения, и найти в новом предмете те существенные признаки, которые позволят ему отнести коляску к средствам транспорта.

Если ребенок должен определить, кто из мальчиков в прослушанном рассказе проявил смелость и мужество, он, анализируя поведение каждого персонажа, выделяет в нем те качества, которые являются существенными для таких понятий, как смелость и мужество.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…