Мыслительный процесс

Кроме приобретения знаний, дети должны уметь мыслить, задумываться над поставленной задачей, применять для ее решения разные приемы и операции: в одном случае, например, использовать прием сравнения, в другом — обобщения, в третьем — применить к данному конкретному случаю уже известное им общее правило.

В умственной деятельности детей существенную роль играют чувства, прежде всего радость успеха, гордость за сделанное открытие, найденное решение, радость от положительной оценки их усилий взрослыми и сверстниками. Эти положительные эмоции рождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают его к постановке и решению новых задач. Неудача, да еще часто повторяющаяся, резкие замечания, несправедливая оценка вызывают огорчение, порождают неверие в свои силы, парализуют усилия и мешают последующей умственной деятельности.

Умственная деятельность ребенка протекает различно. Она проявляется, например, в его практических делах, придавая им разумный, четко направленный характер. Бессмысленные пробы, глупые повторяющиеся ошибки говорят о том, что ребенок не думает о том, что он делает.

Но мыслительный процесс может протекать и в образной форме, не будучи непосредственно связанным с оперированием конкретными предметами, практическими действиями с ними, — на основе представлений о предметах. Такое мышление, в отличие от предметного, является образным.

Так, если ребенку надо нарисовать праздничный город и фейерверк на Неве, он должен себе сначала представить всю будущую картину, подумать, где и что он изобразит. Как будут стоять корабли, как и где будет изображен мост и т. д.

Такая задача решается на основе представлений — она тоже является умственной работой.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…