Мыслительный процесс

Кроме приобретения знаний, дети должны уметь мыслить, задумываться над поставленной задачей, применять для ее решения разные приемы и операции: в одном случае, например, использовать прием сравнения, в другом — обобщения, в третьем — применить к данному конкретному случаю уже известное им общее правило.

В умственной деятельности детей существенную роль играют чувства, прежде всего радость успеха, гордость за сделанное открытие, найденное решение, радость от положительной оценки их усилий взрослыми и сверстниками. Эти положительные эмоции рождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают его к постановке и решению новых задач. Неудача, да еще часто повторяющаяся, резкие замечания, несправедливая оценка вызывают огорчение, порождают неверие в свои силы, парализуют усилия и мешают последующей умственной деятельности.

Умственная деятельность ребенка протекает различно. Она проявляется, например, в его практических делах, придавая им разумный, четко направленный характер. Бессмысленные пробы, глупые повторяющиеся ошибки говорят о том, что ребенок не думает о том, что он делает.

Но мыслительный процесс может протекать и в образной форме, не будучи непосредственно связанным с оперированием конкретными предметами, практическими действиями с ними, — на основе представлений о предметах. Такое мышление, в отличие от предметного, является образным.

Так, если ребенку надо нарисовать праздничный город и фейерверк на Неве, он должен себе сначала представить всю будущую картину, подумать, где и что он изобразит. Как будут стоять корабли, как и где будет изображен мост и т. д.

Такая задача решается на основе представлений — она тоже является умственной работой.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…


Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими. «Твое дело — учиться!» Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже…


Путь к правильному выбору профессии, к такому приложению сил и знаний, при котором личные интересы будут совпадать с интересами общества, а дело, которому человек посветит всю свою жизнь, обеспечит наиболее полное развитие его задатков и способностей, лежит через формирование у завтрашнего строителя коммунизма органической потребности в труде на благо Родины, уважения к труду в любой…