Особенности умственной деятельности ребенка

В умственной деятельности особенно большую роль играет уровень владения речью; человек думает, пользуясь словами. Он рассуждает, критически оценивает, делает выводы, например, при решении задачи о поступках одного из персонажей прослушанного рассказа. Но рассуждения, выводы, споры, доказательства выражаются в речи. Вот почему развитая речь — условие высокого уровня мышления.

С включением в деятельность детей мышления она приобретает подлинно разумную целеустремленность.
Мыслительная деятельность ребенка, как и взрослого человека, является стержнем любой его умственной работы.

Умственная деятельность ребенка имеет свои особенности, которые обнаруживаются в следующем. Чем меньше ребенок, тем чаще он прибегает к «мышлению руками», т. е. к практическому способу решения задачи. Огромная роль действия отчетливо выступает при ознакомлении малыша с новым предметом.

Взрослые хорошо знают, что даже 6 — 7-летнему ребенку недостаточно только посмотреть на живого зайца или на модель машины, он стремится погладить, потрогать зверька, покрутить колесики или ручки машины, осмотреть, ощупать новую вещь не только глазами, но и пальцами.

Рука для детей дошкольного возраста является органом не только труда, но и познания.
Родители, не зная об этом, часто останавливают малыша, запрещая трогать окружающие, такие привлекательные для него, вещи. Этим они задерживают его умственное развитие, так как он многое еще не может понять только на основе рассуждения.

Эта роль физического действия сохраняется на долгие годы и обнаруживается в работе с новыми, незнакомыми ребенку предметами.

Например, овладение счетом и первоначальными арифметическими действиями непременно требует от малыша действий с конкретными предметами: флажками, морковками, палочками.

Чтобы научиться составлять слова и целые предложения, ребенок наиболее успешно работает с разрезной азбукой, он практически составляет слоги и слова: так, заменяя только одну букву в слове «дым», он получает слово другого значения — «дом», «кит» — «кот» и т. д.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…


То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…