Особенности умственной деятельности ребенка

В умственной деятельности особенно большую роль играет уровень владения речью; человек думает, пользуясь словами. Он рассуждает, критически оценивает, делает выводы, например, при решении задачи о поступках одного из персонажей прослушанного рассказа. Но рассуждения, выводы, споры, доказательства выражаются в речи. Вот почему развитая речь — условие высокого уровня мышления.

С включением в деятельность детей мышления она приобретает подлинно разумную целеустремленность.
Мыслительная деятельность ребенка, как и взрослого человека, является стержнем любой его умственной работы.

Умственная деятельность ребенка имеет свои особенности, которые обнаруживаются в следующем. Чем меньше ребенок, тем чаще он прибегает к «мышлению руками», т. е. к практическому способу решения задачи. Огромная роль действия отчетливо выступает при ознакомлении малыша с новым предметом.

Взрослые хорошо знают, что даже 6 — 7-летнему ребенку недостаточно только посмотреть на живого зайца или на модель машины, он стремится погладить, потрогать зверька, покрутить колесики или ручки машины, осмотреть, ощупать новую вещь не только глазами, но и пальцами.

Рука для детей дошкольного возраста является органом не только труда, но и познания.
Родители, не зная об этом, часто останавливают малыша, запрещая трогать окружающие, такие привлекательные для него, вещи. Этим они задерживают его умственное развитие, так как он многое еще не может понять только на основе рассуждения.

Эта роль физического действия сохраняется на долгие годы и обнаруживается в работе с новыми, незнакомыми ребенку предметами.

Например, овладение счетом и первоначальными арифметическими действиями непременно требует от малыша действий с конкретными предметами: флажками, морковками, палочками.

Чтобы научиться составлять слова и целые предложения, ребенок наиболее успешно работает с разрезной азбукой, он практически составляет слоги и слова: так, заменяя только одну букву в слове «дым», он получает слово другого значения — «дом», «кит» — «кот» и т. д.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Коллектив учителей школы, работая с семьями учащихся, осуществляет широкий круг мероприятий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление связей с ними. На общешкольных и классных родительских собраниях, семинарах и конференциях родители не только узнают о том, как успевают их дети, чему учат их в школе, какими путями идет неразделимый процесс обучения и воспитания, но…


Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье. Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет…


Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…


То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…