Формирование умственного действия

Лишь на основе практического действия постепенно формируется действие умственное. Интересно отметить, что, уже владея умственными действиями, ученики первого — второго классов часто вновь прибегают к практическим способам решения задачи, особенно когда она для них нова, необычна как по содержанию, так и по форме.

К сожалению, взрослые часто при воспитании детей допускают две ошибки противоположного характера. Они или очень усердно расширяют кругозор детей, обогащая их память множеством чисто словесных знаний, приучают их рассуждать, т. е. пользоваться такими знаниями, за которыми часто у детей нет сколько-нибудь ясных наглядных образов. Но такие знания формальны, и рассуждения детей обычно бывают ошибочными.

Или же родители порою неоправданно долго задерживают детей только на действиях с конкретными предметами, мешая им перейти к оперированию отвлеченными понятиями, что вредно сказывается на умственном развитии. Если ребенок уже умеет считать кубики, флажки, мячики, надо постепенно переходить к счету «в уме» тех же предметов (действия с представлениями), а потом к работе просто с числами: к 2 прибавить 3 получится…

Маленькие дети чаще всего мыслят конкретными единичными образами. Они не умеют обобщать и отвлекаться от ряда несущественных деталей, подробностей, которые видят в отдельных событиях. Конкретность мышления младших детей наиболее отчетливо выступает тогда, когда ребенок встречается с новой необычной для него задачей: ему трудно отделить слово от предмета, который оно обозначает.

Видя в букваре изображение ягоды малины, ученик первого класса на вопрос учителя отвечает, что «в малине три слога». Учителю приходится обращать внимание детей на то, что не в малине, а в слове «малина» три слога. Для 7 — 8-летних детей образ героя всегда конкретен. Это может быть Чапаев или Буденный, Матросов или Гагарин.

Море — непременно синее, с белыми волнами, с пароходами, кораблями или лодками. Выделение особенностей близких понятий и их различение бывает трудным даже для детей третьего класса.

Поэтому они считают, например, что выдающиеся полководцы, хотя бы жившие в XVIII — XIX веках (Суворов, Кутузов), раз они «наши» — значит, они советские командиры. Такая конкретность понятий приводит ко многим ошибкам.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…


Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими. «Твое дело — учиться!» Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже…