Непостоянство умственной деятельности маленьких детей

Вся умственная деятельность маленьких детей отличается непостоянством, легкой потерей направления, в котором ребенок начал решать задачу, неожиданными для взрослого выводами, вопросами и решениями.

Так, например, выслушав рассказ о подвиге Алексея Маресьева, дети задают как будто совершенно неожиданные и нелогичные, вопросы: «Как звали мальчиков, которые нашли Маресьева?» или «Что он им сказал?», «Какой самолет за ним послали?» и т. п.

Такое отсутствие последовательности в решении мыслительной задачи неизбежно приводит к ошибкам. Вся умственная деятельность ребенка носит характер «короткого замыкания», когда от заданного вопроса он делает прямой вывод к ответу, опуская все те условия, которые надо сопоставить и учесть при решении.

Например, дана загадка: «Я все знаю, всех учу, но сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться, надо грамоте учиться».

Большинство детей старшего дошкольного возраста и первого — второго классов уверенно и быстро отвечают, что это говорится об учительнице: «Она все знает, всех учит». Хотя в тексте и сказано «но сама всегда молчу», это предложение опускается как несущественное. Именно таков подход младших школьников к решению поставленных перед ними познавательных задач.

Важной особенностью умственной деятельности маленьких детей является роль интереса. Детям в возрасте до 10 лет трудно заниматься тем, что им непонятно, скучно, неинтересно. Это трудно и взрослому, но он, сознавая необходимость дела, мобилизует свою волю. Ребенок на это не способен. Дети быстро отвлекаются, перестают думать, напряженность, характерная для всякого умственного труда, быстро спадает, и дети оказываются не в состоянии проявить волевое усилие, нужное для поиска.

Показателем умственного развития детей является не столько объем имеющихся знаний, сколько умение пользоваться ими «со знанием дела». Очень важна, конечно, и степень самостоятельности детей в нахождении путей решения новых задач.

От чего же зависит умственное развитие?

Советская наука и повседневная практика утверждают, что развитие любой способности ребенка происходит тогда, когда она упражняется.

Такое упражнение совершается в деятельности детей. Когда взрослые побуждают ребенка задуматься над тем новым, что он видит вокруг себя или в себе, будь то трещина на льду реки или распустившийся бутон, поступок человека или собственное переживание, уже тем самым они ставят его перед необходимостью работать умственно. Именно в такой деятельности и развиваются мыслительные способности детей.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Содружество семьи и школы — один из основных принципов коммунистического воспитания. Оно возможно только там, где нет эксплуатации человека человеком, где интересы каждого неотделимы от интересов общества, государства. В нашей стране принцип единства семейного и общественного воспитания получил силу закона. Воспитание Гражданина — дело государственное. За него в ответе и общество, и каждая советская семья….


Иное дело — воспитание в семье. Оно зависит как от объективных, так и субъективных условий, не только от образа жизни и нравственных установок каждой конкретной семьи, но и от личных склонностей и вкусов родителей, их представлений о методах педагогического воздействия на ребенка, знания ими основ педагогики и возрастной психологии. Если работа учителя корректируется деятельностью всего…


Школа воспитывает детей как будущих граждан, будущих отцов и матерей. Она прививает им чувства любви и уважения к родителям и взрослые должны быть достойны этого уважения. Все, что происходит в семье, все, чем она живет, что определяет ее нравственный климат, оказывает громадное влияние на ребенка. «Ваше собственное по ведение, — говорил, обращаясь к родителям А….


Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть…