Непостоянство умственной деятельности маленьких детей

Вся умственная деятельность маленьких детей отличается непостоянством, легкой потерей направления, в котором ребенок начал решать задачу, неожиданными для взрослого выводами, вопросами и решениями.

Так, например, выслушав рассказ о подвиге Алексея Маресьева, дети задают как будто совершенно неожиданные и нелогичные, вопросы: «Как звали мальчиков, которые нашли Маресьева?» или «Что он им сказал?», «Какой самолет за ним послали?» и т. п.

Такое отсутствие последовательности в решении мыслительной задачи неизбежно приводит к ошибкам. Вся умственная деятельность ребенка носит характер «короткого замыкания», когда от заданного вопроса он делает прямой вывод к ответу, опуская все те условия, которые надо сопоставить и учесть при решении.

Например, дана загадка: «Я все знаю, всех учу, но сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться, надо грамоте учиться».

Большинство детей старшего дошкольного возраста и первого — второго классов уверенно и быстро отвечают, что это говорится об учительнице: «Она все знает, всех учит». Хотя в тексте и сказано «но сама всегда молчу», это предложение опускается как несущественное. Именно таков подход младших школьников к решению поставленных перед ними познавательных задач.

Важной особенностью умственной деятельности маленьких детей является роль интереса. Детям в возрасте до 10 лет трудно заниматься тем, что им непонятно, скучно, неинтересно. Это трудно и взрослому, но он, сознавая необходимость дела, мобилизует свою волю. Ребенок на это не способен. Дети быстро отвлекаются, перестают думать, напряженность, характерная для всякого умственного труда, быстро спадает, и дети оказываются не в состоянии проявить волевое усилие, нужное для поиска.

Показателем умственного развития детей является не столько объем имеющихся знаний, сколько умение пользоваться ими «со знанием дела». Очень важна, конечно, и степень самостоятельности детей в нахождении путей решения новых задач.

От чего же зависит умственное развитие?

Советская наука и повседневная практика утверждают, что развитие любой способности ребенка происходит тогда, когда она упражняется.

Такое упражнение совершается в деятельности детей. Когда взрослые побуждают ребенка задуматься над тем новым, что он видит вокруг себя или в себе, будь то трещина на льду реки или распустившийся бутон, поступок человека или собственное переживание, уже тем самым они ставят его перед необходимостью работать умственно. Именно в такой деятельности и развиваются мыслительные способности детей.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Школа воспитывает детей как будущих граждан, будущих отцов и матерей. Она прививает им чувства любви и уважения к родителям и взрослые должны быть достойны этого уважения. Все, что происходит в семье, все, чем она живет, что определяет ее нравственный климат, оказывает громадное влияние на ребенка. «Ваше собственное по ведение, — говорил, обращаясь к родителям А….


Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть…


Коллектив учителей школы, работая с семьями учащихся, осуществляет широкий круг мероприятий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление связей с ними. На общешкольных и классных родительских собраниях, семинарах и конференциях родители не только узнают о том, как успевают их дети, чему учат их в школе, какими путями идет неразделимый процесс обучения и воспитания, но…


Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье. Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет…


Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…