Умственное развитие детей в раннем и дошкольном возрасте

Период раннего детства — чрезвычайно ответственный этап в жизни ребенка. Достаточно сравнить некоторые цифровые данные, чтобы убедиться в этом.

Как известно, органом мысли, органом всей психической деятельности человека является его головной мозг. Мозг новорожденного имеет массу 360 — 400 г, что составляет примерно 1/3 массы мозга взрослого человека (в среднем — 1400 г). К 2,5 — 3 годам масса мозга ребенка становится равной 800 — 900 г и лишь к 21 году достигает указанной выше нормы.

Конечно, степень умственного развития человека не определяется непосредственно массой его мозга. Исследования показали, что среди выдающихся ученых, писателей, изобретателей были люди, масса мозга которых значительно превышала средние данные.

Так, например, мозг И. С. Тургенева имел массу 2200 г. Но были столь же выдающиеся люди с малой массой мозга. Например, у президента АН СССР А. П. Карпинского мозг имел массу 1017 г, т. е. меньше, чем мозг обычного, ничем не проявившего себя в жизни человека.

В процессе развития ребенка, когда происходит рост мозговых клеток, когда быстро растут нервные волокна — проводящие пути, связывающие мозг с органами чувств и с мышцами, при сокращении которых совершаются различные движения, прирост массы мозга имеет огромное значение.

Как видно из приведенных данных, увеличение массы мозга человека идет крайне неравномерно и наиболее интенсивно в раннем возрасте. Таким образом, именно до школы дети развиваются особенно быстро.

И действительно, как много приобретает ребенок за первые 6 — 7 лет своей жизни! Он научился смотреть и слушать, брать предметы и действовать ими, стоять, ходить, бегать, прыгать, влезать, подлезать, спускаться и подниматься по лестнице.

Он овладевает десятками навыков и умений — пользоваться ложкой, вилкой, ножницами, иголкой, кисточкой, карандашом и др.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Содружество семьи и школы — один из основных принципов коммунистического воспитания. Оно возможно только там, где нет эксплуатации человека человеком, где интересы каждого неотделимы от интересов общества, государства. В нашей стране принцип единства семейного и общественного воспитания получил силу закона. Воспитание Гражданина — дело государственное. За него в ответе и общество, и каждая советская семья….


Иное дело — воспитание в семье. Оно зависит как от объективных, так и субъективных условий, не только от образа жизни и нравственных установок каждой конкретной семьи, но и от личных склонностей и вкусов родителей, их представлений о методах педагогического воздействия на ребенка, знания ими основ педагогики и возрастной психологии. Если работа учителя корректируется деятельностью всего…


Школа воспитывает детей как будущих граждан, будущих отцов и матерей. Она прививает им чувства любви и уважения к родителям и взрослые должны быть достойны этого уважения. Все, что происходит в семье, все, чем она живет, что определяет ее нравственный климат, оказывает громадное влияние на ребенка. «Ваше собственное по ведение, — говорил, обращаясь к родителям А….


Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть…


Коллектив учителей школы, работая с семьями учащихся, осуществляет широкий круг мероприятий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление связей с ними. На общешкольных и классных родительских собраниях, семинарах и конференциях родители не только узнают о том, как успевают их дети, чему учат их в школе, какими путями идет неразделимый процесс обучения и воспитания, но…