Удивительная деятельность

Игра — удивительная деятельность, над изучением которой трудились многие и многие ученые. Почему ребенок играет? Есть какое-нибудь отличие в играх детей и животных, например котят или щенят? Как и под влиянием каких причин изменяются игры детей? Надо ли руководить свободной игрой детей? А если да, то как? И во всех ли возрастах? Полезна игра для развития ребенка, надо ли ее поощрять? Или это пустое баловство, которое следует пресекать и направлять силы ребенка на занятие каким-либо более серьезным делом?

Несмотря на то что игра действительно кажется совершенно свободным времяпрепровождением, она является исключительно ценным видом деятельности детей. В жизни и развитии малыша игра имеет ни с чем не сравнимое значение. Ребенок, который не играет, не может хорошо и быстро развиваться.

Дело в том, что, играя, дети в возрасте 3 лет и старше практически отражают окружающую их жизнь людей. Достаточно приглядеться к детским играм, чтобы убедиться, что их содержанием является жизнь и труд, мысли и заботы, переживания и взаимоотношения людей, которых дети наблюдают.

Наиболее распространена игра в семью («дочки-матери»).
В ней отчетливо копируются действия родителей. Папа приходит с работы, читает газету, бабушка всегда беспокоится, как бы кто-нибудь не простудился или не остался голодным. Братишка-школьник учит уроки, мама сердится на него за грязную тетрадку…

В играх детей, словно в зеркале, отражается вся повседневная жизнь взрослых. Ребята действуют, как взрослые, и говорят их словами.

Легко понять, насколько важно, чтобы люди, жизнь которых дети воспроизводят в своих играх, давали бы действительно положительные образцы. Когда ребенок воспроизводит образы заботливого и внимательного доктора, ласковой бабушки или смелого партизана, он закрепляет эти благородные черты, учится быть смелым, заботливым и ответственным.

Но если дети наблюдают пьянство, грубость, распущенность взрослых, то, восстанавливая их образы в своих играх, они невольно закрепляют отрицательные черты характера и грубые манеры поведения. Чем старше становится ребенок, тем богаче и разнообразнее его игры. Игра детей 5 — 7 лет — это своеобразное отражение жизни, в ней каждый берет на себя какую-то роль.

Есть начальник станции и проводник вагона, кассир на вокзале и буфетчик, кто-то принимает багаж, кто-то выдает квитанцию, кто-то грузит почту… Пассажиры покупают в дорогу продукты… Все заняты и увлечены игрой.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…