Понимать прослушанное

Главное заключается в том, чтобы малыш научился понимать прослушанное, а для этого очень важно задавать ему вопросы, о чем говорилось в книге, или предлагать пересказать прослушанный рассказ.

Иногда, немного времени спустя после чтения, где-то на прогулке или вечером взрослому полезно спросить ребенка: «О ком мы читали?», «Что он сделал?», «Какой это был мальчик: веселый, добрый или злой?», «Что с ним случилось?», «Кто был в этом виноват?» и т. д.

Такие вопросы заставляют его задуматься над прослушанным. Они являются средством анализа рассказа, побуждают ребенка к самостоятельной оценке того, что он выслушал.

Такая же работа может проводиться и по картине, когда дети рассматривают иллюстрации к книжке или отдельные картинки с каким-то сюжетом.

Маленьких детей можно спросить: «Что это?», «Что тут нарисовано?». Для старших вопрос надо ставить иначе, так чтобы он заставил ребенка задуматься над содержанием картины.

Например: «Кто тут главный герой? Почему ты так думаешь? Что в картине самое главное? Художник назвал ее «Защитник». Как ты думаешь, почему он так ее назвал? Расскажи про эту картину. Что было до того, как мальчик пришел домой?».


Проявляя фантазию

Проявляя фантазию

Дети, проявляя фантазию, создают в игре ту удивительную жизнь, которой живут взрослые люди.


Освоение речи является важнейшим средством не только познания детьми окружающего, но и общения их между собой. Поэтому необходимо развивать у ребенка не только понимание им речи взрослого (пассивная речь), но и его собственную активную разговорную речь.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…