Подготовка к обучению в школе

Поступление в школу — переломный момент в общем процессе развития ребенка. Как бы ни была организована его жизнь до 7 лет, переход к школьному обучению знаменует собой начало нового этапа прежде всего потому, что основным видом его деятельности теперь становится учение (у дошкольника им была игра).

Несмотря на то что даже в младшей и средней группах детского сада, не говоря уже о старшей и подготовительной, дети имеют в расписании дня обязательные занятия, проходят они совсем иначе, чем уроки в школе.

Строгая обязательность в работе, точное соблюдение всех программных требований и правил поведения в классе, обращения к учительнице, подготовка домашних заданий, отметки за ответы и т. д. и т. п. — все эти требования создают для маленького школьника новую, более строгую, более официальную обстановку, непривычные условия жизни. Изменяются и его отношения с товарищами и взрослыми.

Воспитательница детского сада «замещала» маму. С ней дети проводили весь день, потому и отношения с ней носили сердечный, доверчивый, свободный характер. С учительницей отношения более деловые, строгие. Да и ребят в классе не 25, а 40 — 42, поэтому, естественно, учительница не может уделить столько внимания каждому ученику, сколько могла уделять воспитательница.

Особенно чувствителен переход в школу для детей, которые не посещали детский сад. Они не привыкли жить в большом коллективе. Сейчас таких ребят все меньше, поскольку, например, в больших городах детские сады посещают 80 — 85% дошкольников.

В плане подготовки к школе ребенок, посещающий дошкольное учреждение, оказывается в лучшем положении, так как в детском саду, в старшей и особенно в подготовительной группах, дети систематически занимаются по государственной программе, составленной так, чтобы они могли овладеть теми знаниями, навыками и умениями, на базе которых будет строиться вся их последующая работа в школе.

Дети приучаются в детском саду соблюдать правила, которым они должны будут подчиняться в классе: поднимать руку, когда хочешь спросить или сказать что-то, ждать вызова, не подсказывать товарищу, не смеяться над его ошибкой, отвечать точно на поставленные вопросы, вставать при ответе, выполнять заданное точно по инструкции учителя и др. Дети, не посещавшие детский сад, должны вырабатывать эти привычки уже в школе, во время учения.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…


Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими. «Твое дело — учиться!» Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже…


Путь к правильному выбору профессии, к такому приложению сил и знаний, при котором личные интересы будут совпадать с интересами общества, а дело, которому человек посветит всю свою жизнь, обеспечит наиболее полное развитие его задатков и способностей, лежит через формирование у завтрашнего строителя коммунизма органической потребности в труде на благо Родины, уважения к труду в любой…