Физическое состояние

Ребенок, сидя за партой, вынужден сохранять одну и ту же позу в течение 45 мин и после небольшого перерыва — еще такое же время — и так 4 урока. Чтобы не горбиться и не кривить позвоночник, первоклассники должны обладать хорошо развитой мускулатурой спины, плеч и всего туловища.

Они должны иметь силы для сохранения заданной позы.
Без специальных и регулярных занятий гимнастикой, зарядкой, спортом мускулатура ребенка окажется вялой и слабой.

Огромную роль в умственном труде детей играют органы чувств и движений. Как показали специальные исследования, одной из причин, вызывающих задержку в развитии ребенка и его неуспеваемость, является нарушение работы глаза, уха, руки, особенно пальцев.

В этом случае плохо воспринимаются знаки: буквы и цифры, написанные на доске; не различая точно звуков человеческой речи, смешивая слоги «па» и «ба», «ве» и «фе», «гэ» и «ка» и др., дети не могут научиться правильно писать, с трудом улавливают смысл, не понимают, о чем говорит им учительница или что они прочитали сами. Задержка в развитии мелких мышц кисти руки затрудняет освоение письма и ведет к искажению изображаемых в тетради знаков — букв и цифр.

Поэтому необходимо проверять состояние здоровья, в том числе слух, зрение и движение ребенка, своевременно принимать меры для предупреждения близорукости, давать детям упражнения на штриховку, обведение карандашом плоскостных форм, лепку и т. д., которые полезны для развития сенсорного (чувствующего) и опорно-двигательного аппаратов ребенка.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…