Знания

Чтобы хорошо усваивать школьную программу, первоклассники должны уже многое знать. Трудно перечислить те знания детей, на которые опирается учитель в школе. Об их объеме, содержании можно судить, если просмотреть книгу для чтения в 1-м классе, учебник математики, учебник природоведения для 2-го класса. В них в основном речь идет о представлениях, которыми уже обладает 7-летний ребенок.

Наблюдая за изменениями, происходящими в природе, за деятельностью людей разных специальностей, дошкольники умеют различать признаки зимы и лета, пейзаж осени и весны, приобретают знания о жизни растений, узнают «в лицо» многие цветы, деревья и злаки; знают многих животных и т. д.

Поступая в школу, дети уже имеют разнообразные представления о труде людей, о машинах, материалах, инструментах, которыми пользуется слесарь и врач, столяр и электромонтер. Они знают, какой праздник отмечают трудящиеся разных стран 7 ноября, 1 мая, 8 марта.

Многие родители ошибочно считают, что самое главное условие успешной работы ребенка в школе — это богатство его знаний. С этой целью они водят даже 4 — 5-летних малышей в художественные и краеведческие музеи, на трудные и недоступные их пониманию театральные спектакли, берут их с собой на концерты симфонической музыки, читают им множество книг.

Дети не могут воспринять и «переварить» получаемую информацию. Она лежит мертвым грузом в голове ребенка, а ему кажется, что он уже все давно знает, ему скучно на уроках, у него появляется безразличие к тому, о чем рассказывает учитель.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…