Гигиена умственного труда школьника

С 7 лет в жизни ребенка начинается школьный период. Еще сравнительно недавно в нашей стране возраст поступления в школу равнялся 8 годам. В ближайшие годы у нас, как это уже имеет место в большинстве европейских стран, станет возможным переход на обучение с 6 лет.

Возраст, с которого ребенок способен заниматься учебным трудом, устанавливается не произвольно. Он обусловлен уровнем физического и психического развития детей, способностью нервной системы выдерживать новые и весьма разнообразные нагрузки на организм.

Тенденция к снижению возраста, когда дети включаются в систематический и строго регламентируемый учебный процесс, вызвана следующей закономерностью. Чем раньше начинается процесс обучения, тем большего развития достигает умственная деятельность ребенка.

Главное, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрастным особенностям детей, функциональным возможностям их центральной нервной системы. Сказанное подтверждается успешным опытом обучения в начальных классах по новым, более усложненным программам и сокращением начальной школы до 3 классов.

Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Он создает для него, особенно на первом году обучения, немалые трудности. Задача как школы, так и родителей состоит в том, чтобы максимально облегчить их преодоление, сохранить и укрепить здоровье школьника, обеспечить условия для гармоничного развития детского организма, личности ребенка, его познавательных способностей.

Глубокое усвоение учебной программы, выработка навыков умственного труда с первых лет обучения возможны только при правильной организации режима дня всей жизни школьника. Объем и характер умственной деятельности учащегося должны соответствовать его возрастным особенностям и присущим тому или иному возрастному периоду закономерностям работоспособности в течение дня, недели, года.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Содружество семьи и школы — один из основных принципов коммунистического воспитания. Оно возможно только там, где нет эксплуатации человека человеком, где интересы каждого неотделимы от интересов общества, государства. В нашей стране принцип единства семейного и общественного воспитания получил силу закона. Воспитание Гражданина — дело государственное. За него в ответе и общество, и каждая советская семья….


Иное дело — воспитание в семье. Оно зависит как от объективных, так и субъективных условий, не только от образа жизни и нравственных установок каждой конкретной семьи, но и от личных склонностей и вкусов родителей, их представлений о методах педагогического воздействия на ребенка, знания ими основ педагогики и возрастной психологии. Если работа учителя корректируется деятельностью всего…


Школа воспитывает детей как будущих граждан, будущих отцов и матерей. Она прививает им чувства любви и уважения к родителям и взрослые должны быть достойны этого уважения. Все, что происходит в семье, все, чем она живет, что определяет ее нравственный климат, оказывает громадное влияние на ребенка. «Ваше собственное по ведение, — говорил, обращаясь к родителям А….


Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть…


Коллектив учителей школы, работая с семьями учащихся, осуществляет широкий круг мероприятий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление связей с ними. На общешкольных и классных родительских собраниях, семинарах и конференциях родители не только узнают о том, как успевают их дети, чему учат их в школе, какими путями идет неразделимый процесс обучения и воспитания, но…