Приготовление уроков школьника

Приготовление уроков целесообразно начинать с письменных работ, а затем переходить к устным заданиям. Сначала лучше заниматься предметами средней трудности, затем переходить к наиболее трудным и заканчивать работу выполнением более легких заданий. Степень трудности предмета, естественно, определяется самим школьником, ибо носит индивидуальный характер.

Столь же продуманно следует подходить и к организации отдыха детей на воздухе. Одной из причин переутомления школьников является их недостаточная двигательная активность.

Пребывание на свежем воздухе — прогулки, игры — должно составлять не менее 3 ч в день, причем половина этого времени обязательно должна падать на перерыв между занятиями в школе и дома.

Повышенная двигательная активность оказывает благотворное влияние на организм школьника, повышает его сопротивляемость усталости. Однако она не должна быть чрезмерной. Так, например, катание на коньках, на лыжах не должно (до начала занятий дома) превышать 1,5 — 2 ч, а игра в футбол — 1 ч.

Исследования показали, что умственная работоспособность учащихся после спортивных игр, вызывающих большую физическую нагрузку и занимающих время больше указанного, значительно снижается.

Как важен нормальный сон для восстановления сил и работоспособности всех систем детского организма. Отметим здесь, что ночной сон исключительно важен для поддержания на должном уровне умственной работоспособности школьника. Так, например, если дети 12 — 13 лет спят вместо 9 — 10 ч в сутки лишь 8 ч, уровень их работоспособности падает на 30%.

В результате недосыпания уже через 1 — 1,5 ч после начала занятий в школе возникает почти полная потеря работоспособности, резко снижается интенсивность и качество работы. Хроническое же недосыпание, как и умственное переутомление, стимулируемое недосыпанием, нередко является причиной невротического состояния школьников — раздражительности, грубости, рассеянности.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…