Общественная мораль

Наблюдая за жизнью природы, участвуя в выращивании новых сортов растений, читая о том, как представители церкви на разных этапах развития человеческого общества активно мешали развитию науки, как жестоко они расправлялись с представителями научной мысли, бессовестно грабили и обманывали простой народ, заботясь прежде всего о собственном обогащении, дети начинают понимать вред всякой религии, они убеждаются в правильности материалистического понимания мира.

Но одних знаний мало. Для нравственного развития ребенка огромное значение имеют его чувства, его отношения к окружающему.

Эти отношения начинаются с простых оценок:
помогать другому — хорошо; стоять в стороне, когда другие трудятся — плохо. Обманывать гадко, отвратительно. Так поступают только трусы.

Защищать даже лучшего друга, когда он совершил какой-то плохой поступок, совсем плохо: этим ты вредишь не только своему другу, который не должен получить от кого-либо из ребят поддержки и помощи, если сделал что-то плохо, но и общему делу. Ведь если будет торжествовать тот, кто обманывает, грубит, нарушает дисциплину, тогда в серьезном деле нельзя будет никому доверять, не на кого надеяться.

Чем старше становятся дети, тем все больше они подчиняются требованиям общественной морали и руководствуются ими в своих делах, отношениях, суждениях, оценках. Но и этого недостаточно. Ведь никому не нужны такие люди, которые хорошо знают правила поведения, требования нравственности и даже верно судят о поступках других, а сами ведут себя вразрез с нормами общественной морали.

Важно, чтобы молодые люди сами не только подчинялись известным требованиям, но и защищали их перед другими.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Коллектив учителей школы, работая с семьями учащихся, осуществляет широкий круг мероприятий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление связей с ними. На общешкольных и классных родительских собраниях, семинарах и конференциях родители не только узнают о том, как успевают их дети, чему учат их в школе, какими путями идет неразделимый процесс обучения и воспитания, но…


Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье. Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет…


Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…


То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…