Общественная мораль

Наблюдая за жизнью природы, участвуя в выращивании новых сортов растений, читая о том, как представители церкви на разных этапах развития человеческого общества активно мешали развитию науки, как жестоко они расправлялись с представителями научной мысли, бессовестно грабили и обманывали простой народ, заботясь прежде всего о собственном обогащении, дети начинают понимать вред всякой религии, они убеждаются в правильности материалистического понимания мира.

Но одних знаний мало. Для нравственного развития ребенка огромное значение имеют его чувства, его отношения к окружающему.

Эти отношения начинаются с простых оценок:
помогать другому — хорошо; стоять в стороне, когда другие трудятся — плохо. Обманывать гадко, отвратительно. Так поступают только трусы.

Защищать даже лучшего друга, когда он совершил какой-то плохой поступок, совсем плохо: этим ты вредишь не только своему другу, который не должен получить от кого-либо из ребят поддержки и помощи, если сделал что-то плохо, но и общему делу. Ведь если будет торжествовать тот, кто обманывает, грубит, нарушает дисциплину, тогда в серьезном деле нельзя будет никому доверять, не на кого надеяться.

Чем старше становятся дети, тем все больше они подчиняются требованиям общественной морали и руководствуются ими в своих делах, отношениях, суждениях, оценках. Но и этого недостаточно. Ведь никому не нужны такие люди, которые хорошо знают правила поведения, требования нравственности и даже верно судят о поступках других, а сами ведут себя вразрез с нормами общественной морали.

Важно, чтобы молодые люди сами не только подчинялись известным требованиям, но и защищали их перед другими.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…