Главная / Родителям о детях / Гигиена и закаливание здорового ребенка / Умственное и нравственное воспитание / Пути и методы нравственного воспитания в дошкольном возрасте

Пути и методы нравственного воспитания в дошкольном возрасте

В мире прекрасногоМы хотим, чтобы наши дети вырастали здоровыми и сильными, честными и справедливыми, аккуратными, жизнерадостными, настойчивыми и трудолюбивыми. Как отмечал великий русский хирург Н. И. Пирогов, все мыслители пришли к заключению, что воспитание нужно начинать с колыбели.

Уже говорилось, что решающую роль в воспитании детей играет окружающая среда. В педагогике существует понятие «микросреда». Это все то, что окружает человека, формируя его взгляды и убеждения, навыки и привычки.

В известном смысле человек — это его характер. Последний же создается воспитанием. Воспитание и самовоспитание сопутствуют человеку в течение всей его жизни. Ребенок не рождается ни злым, ни добрым, ни честным, ни безнравственным. Каким он станет, будет зависеть от условий, в которых он воспитывается, от направленности и содержания самого воспитания.

Первым воспитателем ребенка с момента его рождения является семья. Умные, внимательные, чуткие и в то же время требовательные родители остаются друзьями и наставниками своих детей на всю жизнь.

Но вот малыш подрастает, и на него влияет новая обстановка — ясли, детский сад, школа.

Ширится его непосредственное окружение — семья, сверстники, товарищи по играм во дворе дома, по учебе в школе. И все это оказывает на него воспитательное воздействие. В том, насколько здоровый, положительный характер оно будет носить, очень многое зависит от родителей.

И пусть не обманываются те из них, кто вольно или невольно оправдывает свое педагогическое бездействие, свою беспомощность ссылкой на то, что черты характера их ребенка унаследованы от отца, матери, дедушек или бабушек.


В мире прекрасного

В мире прекрасного


Сплошь и рядом приходится слышать от матерей: «Весь в отца — такой же упрямый. Коль вобьет себе что-нибудь в голову, ничем не переубедишь».

Повторяем, воспитание ребенка — дело сложное, требующее определенных знаний, терпения, такта, выдержки, а главное — любви и внимания к детям, уважения их личности, понимания их интересов и потребностей, постоянного наблюдения над их развитием.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…


Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими. «Твое дело — учиться!» Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже…