Главная / Родителям о детях / Гигиена и закаливание здорового ребенка / Умственное и нравственное воспитание / Пути и методы нравственного воспитания в дошкольном возрасте

Пути и методы нравственного воспитания в дошкольном возрасте

В мире прекрасногоМы хотим, чтобы наши дети вырастали здоровыми и сильными, честными и справедливыми, аккуратными, жизнерадостными, настойчивыми и трудолюбивыми. Как отмечал великий русский хирург Н. И. Пирогов, все мыслители пришли к заключению, что воспитание нужно начинать с колыбели.

Уже говорилось, что решающую роль в воспитании детей играет окружающая среда. В педагогике существует понятие «микросреда». Это все то, что окружает человека, формируя его взгляды и убеждения, навыки и привычки.

В известном смысле человек — это его характер. Последний же создается воспитанием. Воспитание и самовоспитание сопутствуют человеку в течение всей его жизни. Ребенок не рождается ни злым, ни добрым, ни честным, ни безнравственным. Каким он станет, будет зависеть от условий, в которых он воспитывается, от направленности и содержания самого воспитания.

Первым воспитателем ребенка с момента его рождения является семья. Умные, внимательные, чуткие и в то же время требовательные родители остаются друзьями и наставниками своих детей на всю жизнь.

Но вот малыш подрастает, и на него влияет новая обстановка — ясли, детский сад, школа.

Ширится его непосредственное окружение — семья, сверстники, товарищи по играм во дворе дома, по учебе в школе. И все это оказывает на него воспитательное воздействие. В том, насколько здоровый, положительный характер оно будет носить, очень многое зависит от родителей.

И пусть не обманываются те из них, кто вольно или невольно оправдывает свое педагогическое бездействие, свою беспомощность ссылкой на то, что черты характера их ребенка унаследованы от отца, матери, дедушек или бабушек.


В мире прекрасного

В мире прекрасного


Сплошь и рядом приходится слышать от матерей: «Весь в отца — такой же упрямый. Коль вобьет себе что-нибудь в голову, ничем не переубедишь».

Повторяем, воспитание ребенка — дело сложное, требующее определенных знаний, терпения, такта, выдержки, а главное — любви и внимания к детям, уважения их личности, понимания их интересов и потребностей, постоянного наблюдения над их развитием.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье. Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет…


Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…


То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….