Единство слова и примера

Воспитание детей — не сумма каких-то общих правил, действительных во всех случаях жизни. Оно должно учитывать индивидуальные особенности ребенка и предполагает индивидуальный подход к нему.

И еще: воспитание, как, к сожалению, думают отдельные родители — это не назидание, не поучение, не одергивание, не приказание, а линия поведения, система требований и взаимоотношений в семье как определенном коллективе (так же, как в яслях, детском саду, школе, армии, на производстве). Огромное значение в деле воспитания ребенка имеет та нравственная атмосфера, которая его окружает изо дня в день.


С раннего возраста надо учить детей любить и понимать красоту природы

С раннего возраста надо учить детей любить и понимать красоту природы С раннего возраста надо учить детей любить и понимать красоту природы


Наиболее ответственным периодом в воспитании личности А. С. Макаренко считал раннее детство. Именно в это время закладываются черты характера, формируются навыки, привычки, склонности. И если вследствие неправильного воспитания они негативны, отрицательны, исправить их в дальнейшем очень трудно, а порою и невозможно. Перевоспитание всегда требует во много раз большей затраты сил и терпения.

Когда А. Гайдара спросили, как вырастить детей, чтобы они были честными, смелыми, добрыми людьми, он ответил: «Но ведь это очень просто. Надо только самим быть честными, смелыми, добрыми». В этих словах глубокий смысл.

Первым воспитателем ребенка является семья, а главным методом воспитания — единство слова и личного примера родителей.

«Каков отец, таков молодец» — говорит народная поговорка.

Если ребенок не видит положительного примера или видит противоположное тому, о чем ему говорят на словах и что требуют от него, все усилия взрослых будут тщетными. Ничто так не влияет на детей, как личный пример взрослых.

Личный пример может проявляться в разных ситуациях, в большом и малом. Так, дети должны видеть, что отец благодарит мать за поданный обед, за выстиранную рубашку, за каждое выражение заботы о нем и, когда он сам свободен дома, наравне с матерью выполняет домашнюю работу.

Дети должны видеть, что поведение родителей проникнуто взаимным уважением и любовью, доброжелательностью, единством и четкостью требований друг к другу и к ним.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Содружество семьи и школы — один из основных принципов коммунистического воспитания. Оно возможно только там, где нет эксплуатации человека человеком, где интересы каждого неотделимы от интересов общества, государства. В нашей стране принцип единства семейного и общественного воспитания получил силу закона. Воспитание Гражданина — дело государственное. За него в ответе и общество, и каждая советская семья….


Иное дело — воспитание в семье. Оно зависит как от объективных, так и субъективных условий, не только от образа жизни и нравственных установок каждой конкретной семьи, но и от личных склонностей и вкусов родителей, их представлений о методах педагогического воздействия на ребенка, знания ими основ педагогики и возрастной психологии. Если работа учителя корректируется деятельностью всего…


Школа воспитывает детей как будущих граждан, будущих отцов и матерей. Она прививает им чувства любви и уважения к родителям и взрослые должны быть достойны этого уважения. Все, что происходит в семье, все, чем она живет, что определяет ее нравственный климат, оказывает громадное влияние на ребенка. «Ваше собственное по ведение, — говорил, обращаясь к родителям А….


Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть…


Коллектив учителей школы, работая с семьями учащихся, осуществляет широкий круг мероприятий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление связей с ними. На общешкольных и классных родительских собраниях, семинарах и конференциях родители не только узнают о том, как успевают их дети, чему учат их в школе, какими путями идет неразделимый процесс обучения и воспитания, но…