Воспитывать единственного ребенка всегда труднее

На ребенка не менее сильно, чем содержание речи, действует тон, каким с ним разговаривают. Возбужденная, несдержанная речь, не говоря уже о грубых, бранных выражениях, раздражает его, порождает вспыльчивость, капризы, упрямство, наносит душевную травму и в конечном счете портит характер ребенка. Так, сами того не желая, родители порою причиняют своим детям нравственный ущерб неумелым, необдуманным отношением к ним.

Родители, которые хотят, чтобы дети уважали их, сами должны с уважением относиться к их человеческому достоинству. На ребенка надо смотреть как на самостоятельную личность, с собственными чувствами, взглядами и мыслями. Подчеркнутое отношение к детям как к маленьким, сюсюканье, коверканье речи, постоянная и назойливая опека лишь тормозят их психическое развитие.

Надо быть ласковым без приторности, доброжелательным и приветливым, обращаться к малышу с добрым выражением лица, даже если у самих невесело на душе. Тогда ребенок сам усвоит этот тон и будет сдержан и приветлив даже тогда, когда с ним случится какая-нибудь неприятность.

Только спокойный человек, владеющий своим настроением и чувствами, может правильно ухаживать за ребенком. Нервные родители воспитывают и нервных детей.

В семье, где умеют переживать трудности, не предаваясь унынию, где царит ровное, спокойное, бодрое настроение, дети и физически, и психически развиваются лучше. В окружении веселых, дружелюбных людей они сами становятся веселыми и жизнерадостными.

Воспитывать единственного ребенка всегда труднее.
В семье с двумя и более детьми у последних реже появляются черты замкнутости, застенчивости, эгоизма. Даже маленький детский коллектив способствует развитию чувства товарищества, долга, ответственности друг перед другом. Родители должны по-умному, соблюдая такт, подходить к вопросу взаимоотношения детей друг с другом, проявлять максимум справедливости и объективности.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…