Воспитание честности

В каждом случае детской лжи и нечестности нужно внимательно разобраться. Нередко дети раннего (ясельного) возраста не всегда могут отличить события и действия, выдуманные ими, от действительно происходивших.

Двухлетний малыш возвратился домой после прогулки с отцом.
«Где ты был?», — спрашивает мама. «Гулял», — говорит малыш. «А где был папа?» «Ехал в автобусе», — отвечает мальчик. Для него эти события (папа гулял и одновременно ехал в автобусе) — совместимы. Назвать его ответ ложью нельзя.

Во многих случаях проявляется богатая фантазия малышей, особенно во время игры. Большей частью мотивы их выдумок бескорыстны. Иногда же, вместо невинной фантазии, появляется лживость. Как правило, она вызывается различными причинами, такими, как хвастовство, трусость, или другими отрицательными моментами.

В более старшем возрасте лживость — прямой результат неправильного воспитания, основанного, на страхе, боязни наказания. Некоторые родители бьют детей, нравственно уродуя их, калеча их психику. Не удивительно, что такие дети отличаются плохой дисциплиной, упрямством, лживостью.

Надо добиваться, чтобы дети делились с родителями всеми своими радостями и неудачами, доверяли им и не скрывали своих проступков. Попробуйте пригрозить ребенку суровым наказанием за следующую «двойку», и он, как это нередко бывает, в лучшем случае «потеряет» дневник, а то вырвет из него страницу или подделает оценку, выставленную учителем.

Так страх перед наказанием (а ведь «двойка» не всегда результат нерадивости ученика) рождает ложь. Маленькая ложь, стоит ей сойти незамеченной, неминуемо повлечет за собой большую. Нередко дети прибегают ко лжи сознательно, ради какой-либо выгоды для себя.

Это нетерпимо, и здесь надо быть беспощадным — всякая умышленная ложь должна быть обязательно разоблачена. Тогда неизбежно исчезнет и само желание обманывать. Но для этого надо исключить у ребят страх перед чрезмерным наказанием за свои проступки.

Не будет страха — не появится и потребность скрывать что-либо от родителей.

Родители должны быть для сына или дочери образцом правдивости и честности не только в отношениях между собою, но и по отношению к ним. Это явится лучшим залогом воспитания правдивости и честности у детей. Бессмысленно говорить о воспитании у детей честности и искренности, если родители сами допускают в отношениях между собой или с детьми ложь, неискренность, не выполняют обещанного, не держат данное слово.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Школа воспитывает детей как будущих граждан, будущих отцов и матерей. Она прививает им чувства любви и уважения к родителям и взрослые должны быть достойны этого уважения. Все, что происходит в семье, все, чем она живет, что определяет ее нравственный климат, оказывает громадное влияние на ребенка. «Ваше собственное по ведение, — говорил, обращаясь к родителям А….


Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть…


Коллектив учителей школы, работая с семьями учащихся, осуществляет широкий круг мероприятий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление связей с ними. На общешкольных и классных родительских собраниях, семинарах и конференциях родители не только узнают о том, как успевают их дети, чему учат их в школе, какими путями идет неразделимый процесс обучения и воспитания, но…


Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье. Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет…


Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…