Запрещать надо разумно

Если ребенок чем-либо занят, восприятие нового у него затруднено — он может просто не расслышать слов взрослого, и бранить его за это нельзя. Но даже если он и слышал указание, ему требуется время, чтобы переключиться с одного занятия на другое. Поэтому, давая поручение, нужно убедиться, что ребенок его слышал и понял, а затем помочь ему спланировать выполнение задания.

Если ребенку что-либо не разрешается, это должно стать непреложным законом, от которого нельзя отступать, несмотря на крик и плач. Бывает так, что мать не разрешает прикасаться к каким-либо предметам из-за того, что можно их разбить, испачкаться, порезаться и т. д.

Но вот малыш капризничает, не хочет есть и одеваться, и мать для его успокоения дает запретные для него вещи. Нужно ли говорить, как это плохо.

Вообще же «не разрешить» проще всего. Труднее (хотя и совершенно необходимо) объяснить, почему одно делать нельзя, а другое — можно. А то, что уже запрещено, разрешать ни в коем случае нельзя.

Всякое запрещение есть создание очага торможения в коре головного мозга. Этот процесс у детей развит очень слабо, поэтому нужны частые подкрепления, повторения (подробнее о процессах возбуждения и торможения рассказывается в разделе о детской нервности).

Запрещения, особенно не всегда обоснованные, ведут к перенапряжению тормозного процесса, а затем к срыву.

Ребенок перестает обращать внимание на запреты.
Запрещая, гораздо правильнее переключать внимание ребенка на то, что можно. В таких случаях не создается вредный для детей очаг торможения.

Поэтому вместо того, чтобы сказать «это нельзя», лучше сказать «это нельзя, а это можно», «бросать нельзя, а поставить можно», «туда идти нельзя, а сюда можно», «это кушать нельзя, а это можно» и т. д.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Коллектив учителей школы, работая с семьями учащихся, осуществляет широкий круг мероприятий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление связей с ними. На общешкольных и классных родительских собраниях, семинарах и конференциях родители не только узнают о том, как успевают их дети, чему учат их в школе, какими путями идет неразделимый процесс обучения и воспитания, но…


Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье. Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет…


Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…


То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…