Запрещать надо разумно

Если ребенок чем-либо занят, восприятие нового у него затруднено — он может просто не расслышать слов взрослого, и бранить его за это нельзя. Но даже если он и слышал указание, ему требуется время, чтобы переключиться с одного занятия на другое. Поэтому, давая поручение, нужно убедиться, что ребенок его слышал и понял, а затем помочь ему спланировать выполнение задания.

Если ребенку что-либо не разрешается, это должно стать непреложным законом, от которого нельзя отступать, несмотря на крик и плач. Бывает так, что мать не разрешает прикасаться к каким-либо предметам из-за того, что можно их разбить, испачкаться, порезаться и т. д.

Но вот малыш капризничает, не хочет есть и одеваться, и мать для его успокоения дает запретные для него вещи. Нужно ли говорить, как это плохо.

Вообще же «не разрешить» проще всего. Труднее (хотя и совершенно необходимо) объяснить, почему одно делать нельзя, а другое — можно. А то, что уже запрещено, разрешать ни в коем случае нельзя.

Всякое запрещение есть создание очага торможения в коре головного мозга. Этот процесс у детей развит очень слабо, поэтому нужны частые подкрепления, повторения (подробнее о процессах возбуждения и торможения рассказывается в разделе о детской нервности).

Запрещения, особенно не всегда обоснованные, ведут к перенапряжению тормозного процесса, а затем к срыву.

Ребенок перестает обращать внимание на запреты.
Запрещая, гораздо правильнее переключать внимание ребенка на то, что можно. В таких случаях не создается вредный для детей очаг торможения.

Поэтому вместо того, чтобы сказать «это нельзя», лучше сказать «это нельзя, а это можно», «бросать нельзя, а поставить можно», «туда идти нельзя, а сюда можно», «это кушать нельзя, а это можно» и т. д.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Иное дело — воспитание в семье. Оно зависит как от объективных, так и субъективных условий, не только от образа жизни и нравственных установок каждой конкретной семьи, но и от личных склонностей и вкусов родителей, их представлений о методах педагогического воздействия на ребенка, знания ими основ педагогики и возрастной психологии. Если работа учителя корректируется деятельностью всего…


Школа воспитывает детей как будущих граждан, будущих отцов и матерей. Она прививает им чувства любви и уважения к родителям и взрослые должны быть достойны этого уважения. Все, что происходит в семье, все, чем она живет, что определяет ее нравственный климат, оказывает громадное влияние на ребенка. «Ваше собственное по ведение, — говорил, обращаясь к родителям А….


Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть…


Коллектив учителей школы, работая с семьями учащихся, осуществляет широкий круг мероприятий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление связей с ними. На общешкольных и классных родительских собраниях, семинарах и конференциях родители не только узнают о том, как успевают их дети, чему учат их в школе, какими путями идет неразделимый процесс обучения и воспитания, но…


Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье. Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет…