Отношение к капризам и упрямству (непоследовательность)

Каждый видел, как обиженный ребенок с плачем бежит к матери или бабушке. Мама сажает сына или дочь на колени, нянчит, ласкает, целует; при этом малышу становится жалко самого себя, и слезы текут еще обильнее. В результате дети привыкают плакать часто и по всякому поводу.

Ласкать ребенка нужно не тогда, когда он капризничает и плачет, а когда ведет себя хорошо. К серьезным просьбам детей следует относиться внимательно и по возможности выполнять их.

Взрослые часто непоследовательны в воспитании, позволяя сегодня то, что вчера запрещали, раздражая ребенка мелочными поучениями и сами, раздражаясь по малейшему поводу, сердятся, нервничают, спорят при ребенке, вызывая у него раздражение, плач, капризы.

Неумеренная, порой болезненная «внимательность» делает детей непомерно капризными — они не хотят ни есть, ни пить, ни спать, ни выполнять ни одного из поручений родителей. Нет ничего хуже, когда идут на поводу избалованного, непослушного ребенка, потакая его капризам и упрашивая, уговаривая не делать того или иного.

Стоит ребенку расплакаться, как некоторые родители мгновенно отказываются от своего требования к нему выполнить поручение. Лучше требовать меньше, но так, чтобы требование было обязательно выполнено.

Другой причиной капризов и упрямства служат частые и порой необоснованные запреты.

Ребенок на каждом шагу слышит:
«Нельзя! Не трогай! Оставь!» Постоянные запреты побуждают к упрямству и тормозят психическое развитие детей.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…


Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими. «Твое дело — учиться!» Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже…