Поощрения и наказания

Стремясь к тому, чтобы ребенок был послушным, надо проявлять в его воспитании твердость и последовательность и в то же время быть по отношению к детям добрыми и внимательными.

Некоторые родители, добиваясь послушания, не только наказывают, но и запугивают детей, угрожая бабой-ягой, домовым, дедом и т. д. Страх и запугивания вредно отражаются на нервной системе, подавляют активность детей, делают их нервными, боязливыми, задерживают их развитие. Совершенно недопустимо наказывать детей лишением сна, прогулок, еды.

Особенно внимательными нужно быть к детям, которым что-либо не дается.
К сожалению, их обычно больше укоряют, чем подбадривают и поощряют. Но и поощрение не в меньшей мере, чем наказание и осуждение, требует от родителей осторожности и деликатности. Поощрения подобны сладостям. Если давать их много и часто, ребенку это быстро надоедает и перестает быть определенным стимулом.

Поощрения чаще всего выражаются словами одобрения: «хорошо», «правильно», «молодец».

Делая подарки, лучше выбирать такие, которые имеют воспитательное значени
е — книгу, письменные принадлежности, краски для рисования, цветные карандаши. Но они не должны быть чем-то обыденным, повседневным, ибо в этом случае они лишаются воспитательного значения.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…


Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими. «Твое дело — учиться!» Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже…


Путь к правильному выбору профессии, к такому приложению сил и знаний, при котором личные интересы будут совпадать с интересами общества, а дело, которому человек посветит всю свою жизнь, обеспечит наиболее полное развитие его задатков и способностей, лежит через формирование у завтрашнего строителя коммунизма органической потребности в труде на благо Родины, уважения к труду в любой…