Поощрения и наказания

Стремясь к тому, чтобы ребенок был послушным, надо проявлять в его воспитании твердость и последовательность и в то же время быть по отношению к детям добрыми и внимательными.

Некоторые родители, добиваясь послушания, не только наказывают, но и запугивают детей, угрожая бабой-ягой, домовым, дедом и т. д. Страх и запугивания вредно отражаются на нервной системе, подавляют активность детей, делают их нервными, боязливыми, задерживают их развитие. Совершенно недопустимо наказывать детей лишением сна, прогулок, еды.

Особенно внимательными нужно быть к детям, которым что-либо не дается.
К сожалению, их обычно больше укоряют, чем подбадривают и поощряют. Но и поощрение не в меньшей мере, чем наказание и осуждение, требует от родителей осторожности и деликатности. Поощрения подобны сладостям. Если давать их много и часто, ребенку это быстро надоедает и перестает быть определенным стимулом.

Поощрения чаще всего выражаются словами одобрения: «хорошо», «правильно», «молодец».

Делая подарки, лучше выбирать такие, которые имеют воспитательное значени
е — книгу, письменные принадлежности, краски для рисования, цветные карандаши. Но они не должны быть чем-то обыденным, повседневным, ибо в этом случае они лишаются воспитательного значения.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…


То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…