Поощрения и наказания (уважение к ребенку)

В беседах с детьми, как это ни кажется для родителей простым, нужно быть очень осторожным, постоянно контролировать себя и обладать известным тактом. Часто родители жалуются на грубость детей, на то, что они не слушают указаний, не выполняют просьб. А ведь это результат многих, допущенных ранее ошибок и прежде всего неумения соблюсти такт, сохранить с ребенком душевную близость.

Некоторые родители прямо-таки «пилят» своих детей. Но это вызывает у них лишь гнетущее состояние, чувство обиды. Еще и еще раз хочется предостеречь от нудных, назойливых назиданий. Ни они, ни крик и ругань ничего общего не имеют с выполнением родителями своего педагогического долга.

Злоупотребляя словом, родители приучают ребенка не только не обращать внимания на слова, но и не уважать взрослых. В словах родителей не должно быть ничего, что в какой-либо мере может оскорбить достоинство ребенка. В обращении с детьми недопустимы злые усмешки, словесные укоры, неприятные сравнения.

Если ребенок совершил проступок в состоянии возбуждения, говорить с ним сразу, тем более когда отец или мать тоже раздражены, бессмысленно. Надо дать ему «остыть», успокоиться самим и только после этого беседовать с ним, спокойно и убедительно объясняя его ошибку.

Нельзя напоминать о случившемся по нескольку раз, особенно если ребенок осознал свой проступок. Тем более не следует этого делать при посторонних.

Никогда не следует забывать о том, что педагогическое воздействие, влияние на ребенка возможно только при уважении к нему. Если последнего нет, а дети это чувствуют очень остро, они сами не будут уважать взрослого.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…