Развитие самостоятельности

У всякого ребенка довольно рано появляется стремление к самостоятельности. Дети хотят сами одеваться, умываться, есть. Такие стремления нужно всячески поощрять. Очень часто чрезмерно заботливые и недальновидные родители предупреждают всякое движение малыша и все делают за него, не понимая, что этим они тормозят развитие его волевых качеств.

Конечно, малыш многого не умеет и не может сделать. И тем не менее стремление к самостоятельности нужно всякий раз разумно поддерживать и давать ребенку небольшие, посильные для него поручения.

С раннего детства надо приучать ребенка собирать перед сном игрушки в специально отведенное для этого место, убирать свои книжки, а в более старшем возрасте — помогать в уборке постели, комнаты и т. д.

Удовлетворение, получаемое им при успешном выполнении той или иной работы, является источником радости, формирует любовь к труду.

Для успешного выполнения работы нужно, чтобы она соответствовала возможностям ребенка, была правильно организована, иногда надо тактично помочь советом или делом. Необходимо приучать детей делать все не только для себя, но и для других, делать не только то, что интересно, но и то, что нужно.

Надо всячески приучать детей к аккуратности:
если испачкал, то по возможности наведи чистоту; если разорвал книгу — подклей, рассыпал что-либо — собери, уронил — подними.

Матери проще и быстрее сделать это самой, но при этом подавляется естественное стремление ребенка к самостоятельности, что приносит громадный вред в воспитании. Дети, за которых все делают старшие, нередко вырастают безвольными, неряшливыми, не умеющими следить за собой.

Плохо, когда ребенка постоянно кто-нибудь занимает.
Он должен определенное время оставаться один, самостоятельно играть, смотреть книжки или читать.

Некоторые родители стараются изолировать своего ребенка от детского коллектива, не понимая, какой ущерб его умственному и физическому развитию, его психическому здоровью они этим наносят.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Иное дело — воспитание в семье. Оно зависит как от объективных, так и субъективных условий, не только от образа жизни и нравственных установок каждой конкретной семьи, но и от личных склонностей и вкусов родителей, их представлений о методах педагогического воздействия на ребенка, знания ими основ педагогики и возрастной психологии. Если работа учителя корректируется деятельностью всего…


Школа воспитывает детей как будущих граждан, будущих отцов и матерей. Она прививает им чувства любви и уважения к родителям и взрослые должны быть достойны этого уважения. Все, что происходит в семье, все, чем она живет, что определяет ее нравственный климат, оказывает громадное влияние на ребенка. «Ваше собственное по ведение, — говорил, обращаясь к родителям А….


Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть…


Коллектив учителей школы, работая с семьями учащихся, осуществляет широкий круг мероприятий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление связей с ними. На общешкольных и классных родительских собраниях, семинарах и конференциях родители не только узнают о том, как успевают их дети, чему учат их в школе, какими путями идет неразделимый процесс обучения и воспитания, но…


Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье. Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет…