Развитие самостоятельности

У всякого ребенка довольно рано появляется стремление к самостоятельности. Дети хотят сами одеваться, умываться, есть. Такие стремления нужно всячески поощрять. Очень часто чрезмерно заботливые и недальновидные родители предупреждают всякое движение малыша и все делают за него, не понимая, что этим они тормозят развитие его волевых качеств.

Конечно, малыш многого не умеет и не может сделать. И тем не менее стремление к самостоятельности нужно всякий раз разумно поддерживать и давать ребенку небольшие, посильные для него поручения.

С раннего детства надо приучать ребенка собирать перед сном игрушки в специально отведенное для этого место, убирать свои книжки, а в более старшем возрасте — помогать в уборке постели, комнаты и т. д.

Удовлетворение, получаемое им при успешном выполнении той или иной работы, является источником радости, формирует любовь к труду.

Для успешного выполнения работы нужно, чтобы она соответствовала возможностям ребенка, была правильно организована, иногда надо тактично помочь советом или делом. Необходимо приучать детей делать все не только для себя, но и для других, делать не только то, что интересно, но и то, что нужно.

Надо всячески приучать детей к аккуратности:
если испачкал, то по возможности наведи чистоту; если разорвал книгу — подклей, рассыпал что-либо — собери, уронил — подними.

Матери проще и быстрее сделать это самой, но при этом подавляется естественное стремление ребенка к самостоятельности, что приносит громадный вред в воспитании. Дети, за которых все делают старшие, нередко вырастают безвольными, неряшливыми, не умеющими следить за собой.

Плохо, когда ребенка постоянно кто-нибудь занимает.
Он должен определенное время оставаться один, самостоятельно играть, смотреть книжки или читать.

Некоторые родители стараются изолировать своего ребенка от детского коллектива, не понимая, какой ущерб его умственному и физическому развитию, его психическому здоровью они этим наносят.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…


Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими. «Твое дело — учиться!» Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже…


Путь к правильному выбору профессии, к такому приложению сил и знаний, при котором личные интересы будут совпадать с интересами общества, а дело, которому человек посветит всю свою жизнь, обеспечит наиболее полное развитие его задатков и способностей, лежит через формирование у завтрашнего строителя коммунизма органической потребности в труде на благо Родины, уважения к труду в любой…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…