Развитие самостоятельности

У всякого ребенка довольно рано появляется стремление к самостоятельности. Дети хотят сами одеваться, умываться, есть. Такие стремления нужно всячески поощрять. Очень часто чрезмерно заботливые и недальновидные родители предупреждают всякое движение малыша и все делают за него, не понимая, что этим они тормозят развитие его волевых качеств.

Конечно, малыш многого не умеет и не может сделать. И тем не менее стремление к самостоятельности нужно всякий раз разумно поддерживать и давать ребенку небольшие, посильные для него поручения.

С раннего детства надо приучать ребенка собирать перед сном игрушки в специально отведенное для этого место, убирать свои книжки, а в более старшем возрасте — помогать в уборке постели, комнаты и т. д.

Удовлетворение, получаемое им при успешном выполнении той или иной работы, является источником радости, формирует любовь к труду.

Для успешного выполнения работы нужно, чтобы она соответствовала возможностям ребенка, была правильно организована, иногда надо тактично помочь советом или делом. Необходимо приучать детей делать все не только для себя, но и для других, делать не только то, что интересно, но и то, что нужно.

Надо всячески приучать детей к аккуратности:
если испачкал, то по возможности наведи чистоту; если разорвал книгу — подклей, рассыпал что-либо — собери, уронил — подними.

Матери проще и быстрее сделать это самой, но при этом подавляется естественное стремление ребенка к самостоятельности, что приносит громадный вред в воспитании. Дети, за которых все делают старшие, нередко вырастают безвольными, неряшливыми, не умеющими следить за собой.

Плохо, когда ребенка постоянно кто-нибудь занимает.
Он должен определенное время оставаться один, самостоятельно играть, смотреть книжки или читать.

Некоторые родители стараются изолировать своего ребенка от детского коллектива, не понимая, какой ущерб его умственному и физическому развитию, его психическому здоровью они этим наносят.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье. Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет…


Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…


То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….