Роль полового воспитания

Формирование нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство, невозможно без правильно поставленного полового воспитания, являющегося неотъемлемой частью нравственного воспитания подрастающего поколения.

Поэтому и осуществлять его необходимо с первых шагов жизни ребенка, но по-разному на разных возрастных этапах его развития.

Отношения между мужчиной и женщиной — важнейшая сторона жизни общества. Наше государство заинтересовано в счастье человека, в создании крепкой семьи, ибо в счастливой семье растут и счастливые дети.

Вот почему все большее значение приобретает сегодня глубокая и продуманная нравственно-психологическая подготовка молодых людей к вступлению в брак, к познанию ими социально-правовых и нравственных норм семейной жизни.

Особую остроту вопросы полового воспитания приобрели за последние десятилетия, так как на Западе (отчасти это связано с повсеместно наблюдаемым ускорением физического развития детей — акселерацией) резко активизировались проповедники циничных отношений между полами.

В фильмах, произведениях литературы, создаваемых за рубежом и нередко проникающих к нам, оправдываются ранние добрачные связи между молодыми людьми.

Естественная стыдливость, интимность — непременное условие красоты в любви — подменяются в них откровенным бесстыдством в отношениях между пресыщенными сексом сторонниками «половой свободы».

У нас, в стране развитого социализма, отношения людей разного пола строятся на любви, дружбе, товариществе. Они предполагают ответственность каждого за свое поведение как перед обществом, так и перед человеком, которого ты любишь и с которым хочешь связать свою жизнь.

Чем выше наши нравственные требования к подрастающему поколению, тем больше оно будет руководствоваться в области сексуальных отношений не системой запретов, а чувствами совести, чести, достоинства.

Вырастить своих детей как будущих отцов и матерей — это значит воспитать в них честность, порядочность, доброту, уважение к человеку, чистое и благородное восприятие любви, непримиримость к пошлости, половой распущенности.

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, складываются в семье. Нравственные этические начала, привитые ему с детства и отрочества, определят в дальнейшем его поведение в сексуальной сфере. А. С. Макаренко подчеркивал, что половое воспитание есть прежде всего воспитание любви как большого и глубокого чувства.

«Молодой человек, — говорил он, — никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет любовь половая».

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…