Трудные вопросы

Осуществлять половое воспитание в семье довольно сложно. Как прививать молодежи здоровые представления о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, о половой жизни, формировать необходимые гигиенические навыки? Этого, многие родители не знают.

Справедливо считая, что вопросы пола — вещи деликатные, интимные, они делают из этого неправильный вывод, что говорить с детьми на эти темы вообще не следует.

На помощь приходит «спасительный» аргумент: «Нас никто не учил, а и сами выросли, и детей воспитали».

Между тем, как утверждают сексологи, люди, получившие слишком аскетическое воспитание, упорно ограждавшиеся родителями от разговоров на «щекотливую» тему и даже наказываемые за «неприличные» вопросы, испытывали впоследствии наибольшие трудности в семейной жизни.

Ни в коей мере не подменяя половое воспитание, главное в котором
— воспитание чувств, воли, культуры поведения — всего того, что является моральным и эстетическим фундаментом личности, сексуальным биологическим просветительством, родители в то же время не могут и не должны уклоняться от руководства детьми в самую трудную для них пору полового созревания.

Конечно, говорить на эти темы нелегко. Это требует не только такта, духовной близости с детьми, понимания индивидуальных особенностей ребенка, но и определенных знаний в области гигиены, физического и психического развития детей в разные возрастные периоды, физиологических закономерностей полового созревания мальчиков и девочек. Но говорить надо.

Облагородить половой инстинкт подростка, юноши, воспитать их целомудренными можно на знании, а не на блаженном неведении, ибо для формирующегося сознания опасны не знания психофизиологии брака, а тот мутный источник цинизма и пошлости, откуда молодой человек порою черпает их именно потому, что научные знания ему сегодня еще практически недоступны.

Если естественный интерес подростка к вопросам пола не удовлетворяют родители, он будет искать ответы на интересующие его вопросы в среде более «просвещенных», чем он, сверстников.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть…


Коллектив учителей школы, работая с семьями учащихся, осуществляет широкий круг мероприятий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление связей с ними. На общешкольных и классных родительских собраниях, семинарах и конференциях родители не только узнают о том, как успевают их дети, чему учат их в школе, какими путями идет неразделимый процесс обучения и воспитания, но…


Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье. Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет…


Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…


То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…