Трудные вопросы

Осуществлять половое воспитание в семье довольно сложно. Как прививать молодежи здоровые представления о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, о половой жизни, формировать необходимые гигиенические навыки? Этого, многие родители не знают.

Справедливо считая, что вопросы пола — вещи деликатные, интимные, они делают из этого неправильный вывод, что говорить с детьми на эти темы вообще не следует.

На помощь приходит «спасительный» аргумент: «Нас никто не учил, а и сами выросли, и детей воспитали».

Между тем, как утверждают сексологи, люди, получившие слишком аскетическое воспитание, упорно ограждавшиеся родителями от разговоров на «щекотливую» тему и даже наказываемые за «неприличные» вопросы, испытывали впоследствии наибольшие трудности в семейной жизни.

Ни в коей мере не подменяя половое воспитание, главное в котором
— воспитание чувств, воли, культуры поведения — всего того, что является моральным и эстетическим фундаментом личности, сексуальным биологическим просветительством, родители в то же время не могут и не должны уклоняться от руководства детьми в самую трудную для них пору полового созревания.

Конечно, говорить на эти темы нелегко. Это требует не только такта, духовной близости с детьми, понимания индивидуальных особенностей ребенка, но и определенных знаний в области гигиены, физического и психического развития детей в разные возрастные периоды, физиологических закономерностей полового созревания мальчиков и девочек. Но говорить надо.

Облагородить половой инстинкт подростка, юноши, воспитать их целомудренными можно на знании, а не на блаженном неведении, ибо для формирующегося сознания опасны не знания психофизиологии брака, а тот мутный источник цинизма и пошлости, откуда молодой человек порою черпает их именно потому, что научные знания ему сегодня еще практически недоступны.

Если естественный интерес подростка к вопросам пола не удовлетворяют родители, он будет искать ответы на интересующие его вопросы в среде более «просвещенных», чем он, сверстников.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…


Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими. «Твое дело — учиться!» Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже…


Путь к правильному выбору профессии, к такому приложению сил и знаний, при котором личные интересы будут совпадать с интересами общества, а дело, которому человек посветит всю свою жизнь, обеспечит наиболее полное развитие его задатков и способностей, лежит через формирование у завтрашнего строителя коммунизма органической потребности в труде на благо Родины, уважения к труду в любой…