Главная / Родителям о детях / Гигиена и закаливание здорового ребенка / Умственное и нравственное воспитание / Не следует специально вызывать интерес ребенка к вопросам пола

Не следует специально вызывать интерес ребенка к вопросам пола

Отвечать ему нужно лишь тогда, когда он сам об этом спросит, умело отвлекая его внимание от подробностей, недоступных его пониманию и могущих лишь вызвать цепную реакцию новых вопросов.

Надо суметь вовремя «замкнуть цепь», как это сделала одна мама, когда ее шестилетнего сына заинтересовали интригующие его воображение подробности появления на свет маленького брата.

«Я думал, думал и никак не могу понять: что, тебе из-за Вовки живот разрезали?» Очень спокойно мама ответила: «А ты еще многое не можешь понять. Разве ты знаешь, как работает электричество, как появляется изображение на экране телевизора? А вот пойдешь на будущий год в школу и все узнаешь».

Во всяком случае, упрощая ответ до уровня развития ребенка, исходить следует из естественнонаучных знаний о рождении всего живого.

Известный специалист в области полового воспитания А. Н. Шибаева рекомендует «идти от природы, показывая ребенку размножение растений, животных, а потом только подводить к мысли о продолжении человеческого рода».

Маленьких детей, пишет она, вполне удовлетворит примерно такой ответ:
«… ребенок развивается из маленького кусочка тела матери и отца. Вначале он так мал и беспомощен, что мама носит его в себе. Когда он подрастет и сможет сам есть, дышать и кричать, он родится. Его рождению помогает доктор».

И разговор об отношениях между мужчиной и женщиной с детьми подросткового возраста, наполняясь более глубоким содержанием по существу (его лучше вести отцу с сыном, матери с дочерью), должен в полной мере сохранять и такт, и чувство меры. Тем скорее удастся погасить повышенный интерес подростка к вопросам пола, чем целомудреннее мы будем в объяснении физиологии деторождения.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье. Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет…


Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…


То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….