В период полового созревания

В ряде разделов книги подробно говорится о физиологических и психических процессах, происходящих в период полового созревания.

Воспитательная работа с подростками и юношами в этот переломный момент их жизни должна быть направлена на то, чтобы они правильно понимали и оценивали происходящие в их организме изменения и, вырабатывая способность владеть собой, могли сдерживать проснувшееся половое влечение.

Многое при этом будет зависеть от умения родителей организовать режим учебы и отдыха ребенка, от привлечения его к посильному физическому труду, спорту, к участию в общественной жизни школьного коллектива, от приобщения его к занятиям техническим и художественным творчеством, развивающим природные склонности и способности.

Вместе с тем необходимы и санитарно-гигиеническое просвещение подростка, и особенно — обогащение мира его чувств такими нравственными представлениями, которые непосредственно связаны с восприятием любви и дружбы, влияют на характер общения со сверстниками противоположного пола.

Если отец не уклоняется от воспитания сына и пользуется у него уважением и доверием, ему нетрудно, когда придет время, рассказать сыну о поллюциях, о естественном физиологическом характере ночных и утренних эрекций, о строении половых органов и правилах мужской гигиены.

Начиная осознавать себя мужчиной и фиксируя внимание на признаках полового созревания, подросток испытывает повышенный интерес к своему телу; при этом он нередко пугается мнимых отклонений от «нормы», страдает, замыкается в себе, становится нервным.

Доверительные отношения между родителями и детьми избавят последних от многих сомнений, дурных привычек, если они появились, от разговоров на сексуальные темы со сверстниками и интереса к фривольной литературе, от любопытства к порнографическим изображениям.

Обнаружив их, надо не ругать сына или дочь, а разъяснить, что в отношениях между мужчиной и женщиной есть прекрасные, но интимные моменты. Только низкие и пошлые люди могут выставлять их на всеобщее обозрение.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

В период полового созревания

Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…


Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими. «Твое дело — учиться!» Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже…


Путь к правильному выбору профессии, к такому приложению сил и знаний, при котором личные интересы будут совпадать с интересами общества, а дело, которому человек посветит всю свою жизнь, обеспечит наиболее полное развитие его задатков и способностей, лежит через формирование у завтрашнего строителя коммунизма органической потребности в труде на благо Родины, уважения к труду в любой…