Учить быть счастливыми

В период полового созревания девушка ни физически, ни психологически, ни тем более в социальном отношении не готова к материнству. Однако изменения, происходящие в ее организме, делают возможным наступление беременности. Зная об этом, некоторые родители крайне отрицательно относятся к проявлениям подростковой и юношеской влюбленности.

Вместо того чтобы, завоевав доверие сына или дочери, тактично оградить их от дурного влияния, они ущемляют человеческое достоинство ребенка, с подозрительностью и недоверием к его благоразумию следят за каждым его шагом, запрещая приводить в свой дом друга, к которому сын или дочь питают привязанность, высмеивая возникшее чувство любви.

Было бы грубой ошибкой со стороны родителей преувеличивать сексуальные устремления подростка, биологизировать характер его привязанности к сверстнику противоположного пола.

«…В старшем подростковом возрасте человек,
— пишет выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский, — это уже мужчина или женщина, и половое влечение становится закономерным явлением… Объективная основа их взаимного влечения половой инстинкт, но мальчик или девочка были бы глубоко поражены, если бы им сказали об этом откровенно».

Совершенно непростительно забывать о том, что любовь в годы юности закономерна и естественна: за юностью непосредственно следует пора вступления в брак. Между тем родители нередко внушают дочери мысль о недопустимости дружбы с юношами, осуждают любовные переживания как недостойные молодого человека.

Подобные ханжеские запреты впоследствии, когда молодежь вступает в жизнь, оборачиваются для нее многими бедами.

Так, например, у девушки, если привить ей чувство брезгливости к любым проявлениям полового влечения, взгляд на любовь как на «грязные», чисто плотские отношения, убеждение, что каждый мужчина — ее враг, может сформироваться такая отрицательная психическая реакция на брак, что даже супружество по любви не в силах будет преодолеть возникшей половой холодности.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…