Учить быть счастливыми

В период полового созревания девушка ни физически, ни психологически, ни тем более в социальном отношении не готова к материнству. Однако изменения, происходящие в ее организме, делают возможным наступление беременности. Зная об этом, некоторые родители крайне отрицательно относятся к проявлениям подростковой и юношеской влюбленности.

Вместо того чтобы, завоевав доверие сына или дочери, тактично оградить их от дурного влияния, они ущемляют человеческое достоинство ребенка, с подозрительностью и недоверием к его благоразумию следят за каждым его шагом, запрещая приводить в свой дом друга, к которому сын или дочь питают привязанность, высмеивая возникшее чувство любви.

Было бы грубой ошибкой со стороны родителей преувеличивать сексуальные устремления подростка, биологизировать характер его привязанности к сверстнику противоположного пола.

«…В старшем подростковом возрасте человек,
— пишет выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский, — это уже мужчина или женщина, и половое влечение становится закономерным явлением… Объективная основа их взаимного влечения половой инстинкт, но мальчик или девочка были бы глубоко поражены, если бы им сказали об этом откровенно».

Совершенно непростительно забывать о том, что любовь в годы юности закономерна и естественна: за юностью непосредственно следует пора вступления в брак. Между тем родители нередко внушают дочери мысль о недопустимости дружбы с юношами, осуждают любовные переживания как недостойные молодого человека.

Подобные ханжеские запреты впоследствии, когда молодежь вступает в жизнь, оборачиваются для нее многими бедами.

Так, например, у девушки, если привить ей чувство брезгливости к любым проявлениям полового влечения, взгляд на любовь как на «грязные», чисто плотские отношения, убеждение, что каждый мужчина — ее враг, может сформироваться такая отрицательная психическая реакция на брак, что даже супружество по любви не в силах будет преодолеть возникшей половой холодности.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье. Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет…


Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…


То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….