Скромность и стыдливость

Мы видим подчас циничное и грязное в естественных и здоровых потребностях молодого человека — и прежде всего в любви. Невозможно согласиться с теми, кто порицает молодежь, считая короткие юбки, модные прически, крашеные ресницы и т. д. чуть ли не проявлением полного упадка нравственности.

Так ли уж редко мы слышим: «Молодые люди в наше время вели себя скромнее», «Подумайте только, они целуются на улице!», «Моя-то в пятнадцать в кино только с парнем ходит» и далее в том же роде.

Но ни короткие юбки, ни длинные волосы, ни даже некоторые внешние черты поведения, чуждые старшему поколению, еще не определяют сущности нравственного облика молодого поколения. Наша молодежь не потеряла ни скромности, ни стыдливости.

Иное дело, что молодым людям нередко не хватает культуры чувств, воспитанности, правильного отношения к зародившемуся половому влечению, умения отличать любовь от увлечения или влюбленности. И опасение должна вызывать не любовь в 15 — 17 лет, а ее опошление.

Родительский же диктат, навязывание молодым своего опыта (а в этом нередко проявляется обыкновенный эгоизм, к которому примешивается обида на сына или дочь за их непослушание), как, напротив, и полное отстранение от их запросов и интересов, ведут лишь к отчуждению между родителями и взрослеющими детьми.

Опрос, проведенный в нескольких ленинградских школах, показал: только 15% девушек и 20% юношей обращаются к родителям, если у них происходит беда, касающаяся личных взаимоотношений. Хотят советоваться с родителями свыше 60% девушек и 50% юношей 8 — 10-х классов, но не решаются, так как те «вечно заняты», «им не до нас», «мама всего боится и всегда подозревает только плохое», «папа меня не понимает — у него отсталые взгляды» и т. п.

А сколько горьких признаний девушек: «Пишут Вам девчонки с нашей улицы, нам по 16, хотя все мы уже не девчонки, только мамы не знают» («Комсомольская правда» 16/11/75 г.).

И далее идет исповедь о случайных связях после первого танца, велосипедной прогулки, встречи нового года.

«Девочки, милые, остановитесь… Не верьте что есть легкое вино, легкие сигареты, не верьте, что есть легкие отношения…» — писала в газету одна из юных читательниц.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…


Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими. «Твое дело — учиться!» Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже…