Ячейка социалистического общества

Иное дело — воспитание в семье. Оно зависит как от объективных, так и субъективных условий, не только от образа жизни и нравственных установок каждой конкретной семьи, но и от личных склонностей и вкусов родителей, их представлений о методах педагогического воздействия на ребенка, знания ими основ педагогики и возрастной психологии.

Если работа учителя корректируется деятельностью всего педагогического коллектива и его ошибки, как правило, быстро выявляются и вовремя исправляются, то огрехи воспитания в семье устранить во много раз труднее. Вот тут-то учитель и проявит себя как первый и ближайший помощник, друг семьи. Однако для этого необходима самая тесная связь родителей и педагогов, семьи и школы.

Советская семья
— ячейка социалистического общества. Ее значение в жизни страны, в строительстве коммунистического общества подчеркнуто в новой Конституции СССР, где говорится: «Семья находится под защитой государства». Поведение взрослых ее членов в быту и на производстве регламентируется нормами коммунистической морали.

При всем том семья — это особый коллектив, взаимоотношения в котором обусловлены духовной зрелостью супругов, их любовью и уважением друг к другу. Забота о правильном воспитании детей в семье это прежде всего забота о здоровом характере взаимоотношение между родителями.

В семье, где царят любовь и согласие, как правило, верно поставлено и воспитание детей. И, наоборот, всякое неблагополучие в семейных отношениях отрицательно сказывается на детях. Не будет преувеличением сказать, что проблема трудных детей — это, в сущности говоря, проблема трудных, неблагополучных семей.

«…Причины, в силу которых ребенок становится трудным, неуспевающим, отстающим,
— отмечал В. А. Сухомлинский, — в подавляющем большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства».

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье. Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет…


Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…


То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….