В воспитании детей нет готовых рецептов

То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе.

Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним поможет родителям выработать правильную линию поведения, осуществить единство требований к детям со стороны семьи и школы в каждом конкретном случае.

Классный руководитель не одинок в работе с семьей. На помощь ему приходит общественность и в первую очередь — родительские комитеты. Общешкольные и классные родительские комитеты берут на учет отстающих, проводят беседы с учениками, изучают условия их жизни в семье.

Если в этом есть необходимость, они информируют руководство и общественные организации по месту работы отца или матери о состоянии семейного воспитания; через советы содействия семье и школе, действующие на предприятиях, добиваются обсуждения отчетов родителей на партийных и профсоюзных собраниях.

И коллективные, и индивидуальные формы содружества семьи со школой и широкой общественностью разнообразны. Жизнь каждодневно обогащает их, рождает новые. Однако без искреннего желания семьи прислушаться к голосу общественности возникает опасность расхождения в требованиях к детям.

Нетрудно понять, как плохо для ребенка, когда в школе он слышит одно, а в семье — другое, когда внушаемое в школе уважение к родителям не подкрепляется поведением взрослых, их правильным отношением к сложному духовному миру формирующегося человека.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть…


Коллектив учителей школы, работая с семьями учащихся, осуществляет широкий круг мероприятий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление связей с ними. На общешкольных и классных родительских собраниях, семинарах и конференциях родители не только узнают о том, как успевают их дети, чему учат их в школе, какими путями идет неразделимый процесс обучения и воспитания, но…


Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье. Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет…


Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…