В воспитании детей нет готовых рецептов

То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе.

Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним поможет родителям выработать правильную линию поведения, осуществить единство требований к детям со стороны семьи и школы в каждом конкретном случае.

Классный руководитель не одинок в работе с семьей. На помощь ему приходит общественность и в первую очередь — родительские комитеты. Общешкольные и классные родительские комитеты берут на учет отстающих, проводят беседы с учениками, изучают условия их жизни в семье.

Если в этом есть необходимость, они информируют руководство и общественные организации по месту работы отца или матери о состоянии семейного воспитания; через советы содействия семье и школе, действующие на предприятиях, добиваются обсуждения отчетов родителей на партийных и профсоюзных собраниях.

И коллективные, и индивидуальные формы содружества семьи со школой и широкой общественностью разнообразны. Жизнь каждодневно обогащает их, рождает новые. Однако без искреннего желания семьи прислушаться к голосу общественности возникает опасность расхождения в требованиях к детям.

Нетрудно понять, как плохо для ребенка, когда в школе он слышит одно, а в семье — другое, когда внушаемое в школе уважение к родителям не подкрепляется поведением взрослых, их правильным отношением к сложному духовному миру формирующегося человека.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…