Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны

Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания, душевного контакта, доверия?

Может быть, занятые своими делами, в минуту собственных неполадок родители отмахнулись от очень важного для сына или дочери вопроса? Может быть, не подумав, с ходу категорически запретили то, что не было нужды или нельзя запрещать? Может быть, они не разобрались в тех психических сдвигах у подростка, которые связаны с особенностью так называемого «переходного возраста»?

Требуя что-то от детей, всегда ли родители сами бывают на высоте, проявляют мудрость, выдержку, терпение? А ведь никто так не чувствителен к несправедливости, как дети. Вот почему недопустимы, опасны окрик, необоснованные запреты, тон приказа, угроза физического наказания, обман ребенка, оскорбление его чувств насмешкой, подчеркнутое равнодушие к тому, чем он живет, что волнует его в данный момент. Особенно это относится к детям 11 — 12 лет, учащимся 5 — 6х классов.

У ребенка, вступающего в подростковый возраст, происходит качественный сдвиг в самосознании. Изменения в его поведении (появление упрямства, своеволия, противопоставления себя старшим) вызваны тем, что он хочет считаться взрослым и потому протестует против ограничения его самостоятельности, требует уважения к его достоинству.

Вот тут-то и нужны доброжелательность, приветливость, терпение, выдержка взрослых, интерес к духовному миру ребенка, к его склонностям, доверие, основанное на уважении к его личности. Иначе говоря, нужна правильная, продуманная линия поведения, определяемая как педагогический такт.

Педагогический такт
— вещь не простая. Для того чтобы он стал чертой характера каждой матери и каждого отца, стилем их отношений с детьми, этому надо учиться.

Прежде всего — вырабатывать в себе чувство меры в обращении с детьми, сочетая любовь с требовательностью и строгостью, умение находить путь к их сердцу и разуму и применять приемы воздействия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, истинных мотивов его поведения, конкретных условий и обстоятельств.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть…


Коллектив учителей школы, работая с семьями учащихся, осуществляет широкий круг мероприятий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление связей с ними. На общешкольных и классных родительских собраниях, семинарах и конференциях родители не только узнают о том, как успевают их дети, чему учат их в школе, какими путями идет неразделимый процесс обучения и воспитания, но…


Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье. Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет…


Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…


То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…