Овладение педагогическим тактом

Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание».

Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой. Если родительская любовь слепа, она не привьет ребенку сердечности, душевности, отзывчивости.

Скорее наоборот
— родит эгоиста, себялюбца, ибо, ставя ребенка в семье в исключительное положение, не предъявляет к нему никаких требований.

А. М. Горький говорил: «Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни».

Хотите уважения, дружбы своего ребенка, хотите, чтобы он поделился с вами сокровенным, — станьте сами для него другом, самым большим авторитетом, уважаемым человеком. Каким образом? И здесь нет готовых рецептов. Одно несомненно: любовь родителей к ребенку должна быть деятельной.

Это означает, что надо чаще бывать с ним:
вместе посещать кино, театр, концерты, художественные выставки, музыкальные лектории, совершать прогулки, экскурсии, походы; вместе что-то увлеченно строить, моделировать, коллекционировать, читать и обсуждать прочитанное; привлекать его к решению хозяйственных вопросов и т. д.

Если при этом отец и мать будут внимательны и дружелюбны к друзьям и подругам сына или дочери (неплохо, если они будут знакомы, а еще лучше — дружны с их родителями), ребенок ответит им душевной привязанностью, уважением и любовью.

Семейное воспитание предполагает руководство деятельностью малыша, подростка, юноши, оказание помощи ребенку во всех сферах его жизни. И помощь эта нужна постоянно, каждодневно. Вот малыш впервые пошел в школу.

За какие-нибудь 2 — 3 года он меняется на глазах: происходит ускоренное физическое и умственное развитие, обогащается мир чувств, расширяются связи ребенка с окружающей деятельностью.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…


Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими. «Твое дело — учиться!» Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже…


Путь к правильному выбору профессии, к такому приложению сил и знаний, при котором личные интересы будут совпадать с интересами общества, а дело, которому человек посветит всю свою жизнь, обеспечит наиболее полное развитие его задатков и способностей, лежит через формирование у завтрашнего строителя коммунизма органической потребности в труде на благо Родины, уважения к труду в любой…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Содружество семьи и школы — один из основных принципов коммунистического воспитания. Оно возможно только там, где нет эксплуатации человека человеком, где интересы каждого неотделимы от интересов общества, государства. В нашей стране принцип единства семейного и общественного воспитания получил силу закона. Воспитание Гражданина — дело государственное. За него в ответе и общество, и каждая советская семья….