Овладение педагогическим тактом

Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание».

Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой. Если родительская любовь слепа, она не привьет ребенку сердечности, душевности, отзывчивости.

Скорее наоборот
— родит эгоиста, себялюбца, ибо, ставя ребенка в семье в исключительное положение, не предъявляет к нему никаких требований.

А. М. Горький говорил: «Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни».

Хотите уважения, дружбы своего ребенка, хотите, чтобы он поделился с вами сокровенным, — станьте сами для него другом, самым большим авторитетом, уважаемым человеком. Каким образом? И здесь нет готовых рецептов. Одно несомненно: любовь родителей к ребенку должна быть деятельной.

Это означает, что надо чаще бывать с ним:
вместе посещать кино, театр, концерты, художественные выставки, музыкальные лектории, совершать прогулки, экскурсии, походы; вместе что-то увлеченно строить, моделировать, коллекционировать, читать и обсуждать прочитанное; привлекать его к решению хозяйственных вопросов и т. д.

Если при этом отец и мать будут внимательны и дружелюбны к друзьям и подругам сына или дочери (неплохо, если они будут знакомы, а еще лучше — дружны с их родителями), ребенок ответит им душевной привязанностью, уважением и любовью.

Семейное воспитание предполагает руководство деятельностью малыша, подростка, юноши, оказание помощи ребенку во всех сферах его жизни. И помощь эта нужна постоянно, каждодневно. Вот малыш впервые пошел в школу.

За какие-нибудь 2 — 3 года он меняется на глазах: происходит ускоренное физическое и умственное развитие, обогащается мир чувств, расширяются связи ребенка с окружающей деятельностью.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…


То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…