Проблема телевизора

А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом.

Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но при этом умно и тактично управлять его телеинтересами. Неплохо посоветоваться с учителем и врачом, чтобы учесть состояние зрения, нервной системы и разумно регламентировать время и тематику телепередач, отбираемых для просмотра с учетом возраста, здоровья, индивидуальных особенностей ребенка, а главное — исходя из задачи идейного и нравственного воспитания (так, нельзя детям разрешать смотреть передачи, адресованные взрослым).

«Мы и так разрешаем смотреть только то, что детям важно и полезно, — скажут на это родители. — Разве плохо, если школьник, помимо учебной программы, посмотрит историко-революционный фильм, театральную постановку, фильм-балет или прослушает симфонический концерт?»

Нет, разумеется. Но мы приглашаем читателя сделать маленький арифметический подсчет. Если школьник «отдаст» телевизору только 2 ч в день, это составит в неделю 14 ч.

Много это или мало? Сравнительно со школьной программой, скажем, девятиклассника, это составит почти 50% недельного времени, отводимого на уроки. Но ведь многие дети, и это подтверждают сами родители, сидят у телевизора по 3 — 4 ч в день! И смотрят все подряд…

И еще немного арифметики: если ребенок увидит по телевидению только три фильма в неделю («Если бы так!» — подумают некоторые мамы и папы, прочитав эти строки), это составит более ста фильмов за учебный год!

Вывод прост:
тратя в неделю на телевизор время, почти равное недельной учебной нагрузке в школе, ученик не успевает выполнить домашнее задание, отстает в учебе, переутомляет нервную систему, теряет способность сколько-нибудь серьезно осмыслить увиденное, «переварить» чрезмерный, непосильный для него поток информации. Он лишает себя прогулок, времени для занятий спортом, чтения книг.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье. Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет…


Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…


То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….