Организация труда в семье

Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими.

«Твое дело — учиться!»

Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже от самообслуживания: не уберет за собой постель, не наведет порядок на рабочем месте, не сходит за покупками, не поможет в уборке дома, не сделает многого другого, что он может и должен делать.

Между тем организация труда в семье, по мнению Н. К. Крупской, является гвоздем коммунистического воспитания. Полное освобождение от всякого физического труда не только порождает лень, эгоизм, но и ослабляет организм ребенка.

Делая за детей то, что они должны делать сами, родители невольно лишают их радости и удовлетворения, освобождают от привычки совершать определенные усилия, сосредоточиваться, рассчитывать на себя при достижении той или иной конкретной цели. Кончая школу, юноша или девушка часто не знают, кем они хотят стать в жизни, где приложить свои силы.

Уже начиная с младшего подросткового возраста воспитание потребности в труде должно сочетаться с профессиональной ориентацией школьника, с подготовкой его к сознательному выбору профессии.

Современные средства информации —
печать, радио, телевидение, кино — необычайно расширяют представления молодых людей о многообразии сфер и видов деятельности человека.

Но их знания неполны, противоречивы, лишены глубины.
Подростки и юноши без помощи старших не способны понять психологию человека той или иной профессии, соотнести с ней свои данные и возможности.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть…


Коллектив учителей школы, работая с семьями учащихся, осуществляет широкий круг мероприятий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление связей с ними. На общешкольных и классных родительских собраниях, семинарах и конференциях родители не только узнают о том, как успевают их дети, чему учат их в школе, какими путями идет неразделимый процесс обучения и воспитания, но…


Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье. Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет…


Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…


То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…