Воспитание всесторонне развитого человека

Путь к правильному выбору профессии, к такому приложению сил и знаний, при котором личные интересы будут совпадать с интересами общества, а дело, которому человек посветит всю свою жизнь, обеспечит наиболее полное развитие его задатков и способностей, лежит через формирование у завтрашнего строителя коммунизма органической потребности в труде на благо Родины, уважения к труду в любой отрасли народного хозяйства, осознания того, что «Всякий труд на пользу общества, как физический, так и умственный, уважаем и почетен», что прекрасное есть в любой профессии, если человек относится к труду творчески.

Для этого необходимо, чтобы семья жила подлинными трудовыми интересами, чтобы дети видели смысл труда родителей, их заинтересованность в его результатах, чувствовали их гордость за свой завод, колхоз, предприятие.

Будет очень хорошо, если родители, опираясь на естественный интерес ребенка к тому, где и кем они работают, покажут ему свой завод, фабрику, учреждение бытового обслуживания; раскроют красоту, полезность, нужность людям своего труда и профессии.

Тогда гордость ребенка за мать и отца («мой папа — токарь!», «мой папа — шофер!», «моя мама — врач!») обогатится более глубоким ценностным смыслом: «мой папа — на Доске почета!», «моя мама получила благодарность!» «мою маму очень уважают!», а его отношение к труду родителей будет определяться не внешними признаками профессии, а тем, что она дает людям, насколько велика в ней потребность общества.

В семьях, где труд лишен гуманных целей, он неизбежно вырождается в делячество. И хотят того родители или нет, их дети воспитываются в духе потребительства, культа вещей. Не здесь ли таятся корни духовной нищеты, примитивизма жизненных идеалов, скудности интересов, общественно-политической пассивности? Не в этом ли главная причина неправильного отношения отдельных молодых людей к социалистической собственности, аморального поведения в быту и на производстве? Да и может ли быть иначе?

Родители, проявляющие к труду деляческий подход, равнодушны к общественной активности своих детей, к их общественным интересам, обязанностям, поручениям. Их не интересует, чем живет сын или дочь в пионерской и комсомольской организациях. Они не смогут привить детям отношение к службе в Советской Армии как к выполнению гражданского, патриотического долга, воспитать их в духе коллективизма и интернационализма, в духе морального кодекса, строителя коммунизма.

Воспитание всесторонне развитого человека — задача, требующая от родителей много труда, знаний, терпения, такта. Каждая семья хочет видеть своего ребенка физически здоровым, нравственно зрелым и чистым, культурным, общительным, добрым, честным, внимательным — одним словом, настоящим Человеком. Добиться этого родители сумеют только укрепляя связь со школой и общественностью.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Коллектив учителей школы, работая с семьями учащихся, осуществляет широкий круг мероприятий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление связей с ними. На общешкольных и классных родительских собраниях, семинарах и конференциях родители не только узнают о том, как успевают их дети, чему учат их в школе, какими путями идет неразделимый процесс обучения и воспитания, но…


Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье. Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет…


Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…


То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…