Умственное и нравственное воспитание

Знания нужны не для того, чтобы ребенок мог иногда к месту, а чаще всего совсем невпопад блеснуть какой-нибудь громкой фразой, а для того, чтобы он умел ими пользоваться в разных видах своей деятельности и, опираясь на знания, понимать то новое, с чем встречается в жизни. То, что освоено, осмыслено, что воспроизводится не на уровне простого…

Кроме приобретения знаний, дети должны уметь мыслить, задумываться над поставленной задачей, применять для ее решения разные приемы и операции: в одном случае, например, использовать прием сравнения, в другом — обобщения, в третьем — применить к данному конкретному случаю уже известное им общее правило. В умственной деятельности детей существенную роль играют чувства, прежде всего радость успеха,…

Учение в школе требует овладения навыками: учебными — беглого чтения, правильного и быстрого письма, устного счета; вычислительными; физкультурными — бега, ходьбы, прыжков, лазания; трудовыми — очинить карандаш, действовать ножницами, иголкой, ножом, кисточкой; бытовыми, связанными с самообслуживанием. Для всех навыков характерно то, что они представляют собой простые действия или движения, которые, повторяясь много раз, становятся автоматическими….

В умственной деятельности особенно большую роль играет уровень владения речью; человек думает, пользуясь словами. Он рассуждает, критически оценивает, делает выводы, например, при решении задачи о поступках одного из персонажей прослушанного рассказа. Но рассуждения, выводы, споры, доказательства выражаются в речи. Вот почему развитая речь — условие высокого уровня мышления. С включением в деятельность детей мышления она…

Подготовка к школе и труд родителей и воспитателей в этом направлении могут оказаться совершенно бесполезными, если у ребенка не воспитан интерес к учению, желанию работать в школе вместе со своими сверстниками, заниматься трудным, интересным и обязательным делом. Многие родители, настраивая детей, идущих в школу, требуют, чтобы они получали всегда только отличные отметки, и сердятся на…

Лишь на основе практического действия постепенно формируется действие умственное. Интересно отметить, что, уже владея умственными действиями, ученики первого — второго классов часто вновь прибегают к практическим способам решения задачи, особенно когда она для них нова, необычна как по содержанию, так и по форме. К сожалению, взрослые часто при воспитании детей допускают две ошибки противоположного характера….

Вся умственная деятельность маленьких детей отличается непостоянством, легкой потерей направления, в котором ребенок начал решать задачу, неожиданными для взрослого выводами, вопросами и решениями. Так, например, выслушав рассказ о подвиге Алексея Маресьева, дети задают как будто совершенно неожиданные и нелогичные, вопросы: «Как звали мальчиков, которые нашли Маресьева?» или «Что он им сказал?», «Какой самолет за ним…

Период раннего детства — чрезвычайно ответственный этап в жизни ребенка. Достаточно сравнить некоторые цифровые данные, чтобы убедиться в этом. Как известно, органом мысли, органом всей психической деятельности человека является его головной мозг. Мозг новорожденного имеет массу 360 — 400 г, что составляет примерно 1/3 массы мозга взрослого человека (в среднем — 1400 г). К 2,5…