Главная / Родителям о детях / Мать и дитя / Подготовка к материнству

Подготовка к материнству

Никакие государственные мероприятия по охране здоровья детей не приведут к цели, если сами женщины не будут пользоваться предоставленными им возможностями, в частности посещать консультацию и соблюдать указания врача по гигиене беременности.

Для того чтобы знать, что вредно и что полезно для беременной, что и как может отразиться на здоровье будущего ребенка, надо читать соответствующие книги, посещать школу матерей и Университет здоровья.

«Позвольте, — скажет иной читатель, — почему наши прабабушки и книг не читали, и университетов не кончали, а рожали помногу?».

Действительно, в старину рожали по многу раз. Но не следует забывать, какой высокой была материнская и детская смертность.

Необычайно велик был процент мертворожденных, недоношенных, слабых детей, умиравших вскоре после родов. Достаточно сказать, что до Великой Октябрьской социалистической революции в среднем из 100 родившихся в некоторых губерниях едва ли половина доживала до года.

Причиной этого в первую очередь были нищета и жестокая эксплуатация народных масс. Нередко в бедной семье, где умирал ребенок, находили утешение в том, что «бог прибрал лишний рот».

Многие отечественные ученые, врачи, писатели говорили о высокой смертности среди детей и пытались бороться с ней. Так, крупнейший ученый М. В. Ломоносов обратился к правительству с предложением развернуть среди народа санитарно-просветительную работу, издавать популярную литературу по вопросам ухода за ребенком и гигиене беременности. Но царизм всегда был глух к требованиям передовой общественности.

Да и что можно было бы добиться санитарно-просветительной работой в условиях самодержавно-крепостнического и буржуазного строя, когда женщины из народа трудились до самых родов, часто рожали в поле, без всякой помощи и вскоре после родов начинали работать. Нужны были коренные социально-экономические преобразования.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Роль активности в развитии ребенка

Детскую активность наблюдает каждая мать. Если младенец здоров, сыт, хорошо выспался, если в комнате тепло, то он никогда не лежит спокойно: он делает множество беспорядочных движений ручками и ножками, морщит лоб. Утомившись от такой «работы», малыш крепко засыпает. По своей природе активность имеет биологическое происхождение. Она возникает у ребенка, когда он получает от внешней среды…


С развитием ребенка его активность изменяется как по содержанию, так и по форме. Дошкольник не просто активен в своих действиях. Он задает множество вопросов, рассуждает, учится рисовать и рассказывать по картинке, ухаживать за животными и читать стихи. Искусство воспитания заключается в том, чтобы направить его активность на усвоение правил вежливого обращения с другими, аккуратного и…


Конечно, активность детей порой нарушает порядок, установленный взрослыми, мешает им, однако ее нельзя подавлять. Надо находить такие дела, которые потребуют содержательной активности ребенка и послужат упражнением для развития ценных черт его личности. Дети, предоставленные самим себе, да еще очень активные, часто подражают скверным образцам, проявляют озорство, доходят до грубых поступков, так как им некуда девать…


Особенно важна реакция родителей на то, что сделал ребенок. Взрослые почему-то чаще всего прибегают к отрицательным воздействиям на детей: бранят их даже за мелкие провинности, наказывают, говорят обидные слова. Но жизнь убеждает в том, что чем больше и чаще наказывают детей, тем меньше эти наказания на них действуют. Ребенок привыкает к ним, ему становится скучно,…


Уважительное отношение к детям, даже самым маленьким, создает в семье такую атмосферу, которая рождает доверие друг к другу, радость общения и желание ребенка участвовать в жизни семьи всеми своими силами. Выше отмечалось, что с развитием детей изменяется содержание их активности. По мере их роста ее направляют другие интересы, она проявляется в новых формах. Игры и…