Главная / Родителям о детях / Мать и дитя / Стороны единого процесса формирования личности

Стороны единого процесса формирования личности

Весьма показательны для характеристики личности и те средства, которыми человек пользуется для достижения поставленной цели, иначе говоря — его возможности (богатство знаний, навыки, умения, которыми он обладает, способности, которые развились у него в прежние периоды его жизни).

Показателями уровня воспитанности человека являются и те отношения, оценки, переживания, которыми человек реагирует на достижение поставленных целей или на свой неуспех.

Гордая заносчивость или скромность в оценке своих достижений, уныние при неудаче или еще более настойчивое стремление к новым пробам и поискам — все эти многообразные переживания выступают с различной яркостью и устойчивостью, характеризуя сложившиеся у человека требования к себе и к другим. И, конечно же, в оценке воспитанности личности огромное значение имеют такие черты ее, как привычки поведения, навыки общения, потребность в труде на благо общества.

Воспитание и развитие
— это две стороны единого процесса формирования личности. Многие годы наука капиталистических стран упорно защищала мысль о том, что в своем развитии человек кратко повторяет путь, которым прошло человечество.

Чем ниже по своему развитию стоит человек, утверждали буржуазные ученые, тем ближе он к своим диким предкам. Поэтому ребенок в возрасте до 5 лет объявлялся «шимпанзе-подобным» существом. В изучении игр детей, их интересов, взаимоотношений буржуазные ученые пытались найти черты, сходные с аналогичным поведением обезьян, собак.

Попытка объяснить особенности развития ребенка действием только лишь инстинктов, наследственностью и другими биологическими факторами связана со стремлением реакционных представителей буржуазной науки принизить возможности и силы человека, обосновать бредовые идеи о якобы «природной неполноценности» целых народов, о вечной и неизменной вражде, ненависти простых людей друг к другу.

Передовая, прогрессивная наука, стоящая на материалистических позициях, утверждает, что формирование личности подрастающего человека подчинено законам жизни и развития человеческого общества.

В развитии ребенка действуют разные законы
— биологии, анатомии, физиологии и в огромной степени — социальные. Эти законы познаваемы, процессом развития ребенка как живого организма можно и должно управлять.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Стороны единого процесса формирования личности

В развитии ребенка следует выделить три главные стороны: уровень умственного развития; сформированность его отношений к окружающей действительности, т. е. его чувства, желания, интересы; овладение им разнообразными практическими и умственными действиями. По тому, насколько развита каждая из этих сторон, можно судить об общем развитии ребенка. Формирование любой способности, любой стороны личности не идет равномерно. Есть периоды…


На протяжении всей истории педагогической науки ученые противопоставляли в качестве главных биологический и социальный факторы, влияющие на развитие человека. Буржуазные психологи и педагоги решающую роль отводили наследственности. Прогрессивные деятели, в том числе представители передовой русской педагогической мысли (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский…


Нетрудно понять, что подход к развитию ребенка только лишь как к его созреванию на основе раз навсегда унаследованных свойств и качеств совершенно исключает роль обучения и воспитания, ибо начисто сбрасывает со счетов роль окружающей среды. В самом деле, раз все идет своим навечно установленным порядком и ребенок в каждом возрасте достигает определенного, одинакового для всех…


Наиболее остро обсуждается в науке роль наследственности, составляющей стержневое понятие биологического фактора развития. Очень важно правильно представлять себе значение этого условия. Родоначальник учения о наследственности Мендель, а также другие ученые XIX века — Ламарк и Дарвин вскрыли важнейшее положение о том, что наследственность нельзя рассматривать обособленно от изменчивости. Существенные открытия в этом направлении были сделаны…


Многие ученые пытались раскрыть роль внешней среды в развитии ребенка, но значение этого фактора ограничивалось признанием его убыстряющего или замедляющего влияния на темп «природного» созревания унаследованных ребенком задатков. Однако нельзя дать научное обоснование роли социального фактора, если неправильно, антиисторически подходить к его природе. Ребенок как организм нуждается во всех компонентах природной среды, необходимых для его…